рефераты по менеджменту

Стратегический менеджент

Страница
7

Методика формализации притязаний собственника. Методика направлена на определение текущей и перспективной позиции основных собственников по отношению к предприятию (тип стратегии собственника), а также предпочтений собственников и их готовности участвовать в управлении предприятием. Формулировка притязаний собственника позиционирует его относительно бизнеса и устанавливает порядок взаимоотношений. Результаты проведённых исследований [11] позволяют заключить что в целом, несмотря на многообразие возможных вариантов, можно выделить три основные стратегии собственника, в рамках которых формулируются его притязания (табл.2.1)

Таблица 2.1 - Основные стратегии собственника

Наименование стратегии

Формулировка притязаний

Стратегия непрерывного штурма

Активное управление бизнесом в избранной сфере деятельности

Стратегия разумного следования обстоятельствам

Получение дохода от вложенного капитала в наиболее перспективные виды деятельности с минимизацией личных усилий (стратегическое планирование, контроль финансовых потоков)

Стратегия ухода и защиты интересов

Переход в режим «рантье» за счёт надёжного размещения капитала и обеспечения личной безопасности

Инструментарий: глубинное интервью с собственниками.

Методика формулирования миссии предприятия. Предназначена для формулирования главных целевых ориентиров и стратегических целей предприятия, взаимоувязанных с притязаниями собственников. Суть методики заключается в коллективной (экспертной) разработке Положения о миссии фирмы. Данный документ становится своеобразной редакционной платформой для формулирования миссии фирмы. Привлечение менеджеров предприятия в качестве соавторов документа обеспечивает дополнительный психологический эффект «уменьшения сопротивления» действиям высшего руководства.

Положение о миссии предприятия - конфиденциальный документ, включающий в себя следующие разделы: описание продуктов и услуг; характеристика рынков; цели предприятия; философия предприятия; внутренняя концепция; внешний имидж; заявление о миссии.

В рамках настоящей работы (учитывающей данный этап развития фирмы) достаточно Заявления о миссии, формулировка которой ориентирована на достижение рыночных задач фирмы и, как следствие, на удовлетворение запросов собственников и персонала.

Инструментарий: интервью с собственником и проведение экспертизы с менеджерами.

Методика постановки стратегических целей. Несмотря на то, что процесс постановки стратегических целей носит субъективный характер связанный, прежде всего, с целями и квалификацией собственников и топ - менеджеров, на определённом уровне абстракции ориентирами могут служить несколько категорий. Применение каждой из них связано с состоянием предприятия на данный момент, а именно:

-Обеспечение существования предприятия- наиболее простой ориентир выбираемый либо в начальный период деятельности предприятия либо в кризисные периоды, связанные с угрозой исчезновения;

-Стабильность деятельности- это состояние, при котором остаются стабильными жизненно важные показатели деятельности. Стабильность подразумевает способность к реакции на изменения во внешней среде.

-Рост-это рост выпуска продукции, доли рынка, прибыли, продаж и т.д.

-Развитие- позволяет более гибко реагировать на возникающие рыночные запросы, расширяет возможный круг альтернатив при планировании, позволяет оперативно перестраиваться с одного вида деятельности на другой. Другими словами - это увеличение способностей и компетенций фирмы.

-Креативность - постоянные инновации во всех областях, в том числе в управлении и маркетинге, как цель и как средство поддержания постоянного конкурентного преимущества.

Таким образом, цели выражают желаемое состояние факторов внутренней и внешней среды предприятия. Выделяют восемь пространств в рамках которых могут назначаться цели предприятия:

- положение на рынке - желаемая доля рынка;

- инновации - определение новых способов ведения бизнеса;

- производительность труда, снижение издержек;

- ресурсы - финансовые, материальные, людские, маркетинговые и др.

- доходность, прибыльность;

- управленческие аспекты, качество менеджмента;

- персонал(выполнение трудовых функций, отношение к работе);

- социальная ответственность перед обществом.

И, наконец, последнее. Корректность поставленных в процессе стратегического планирования целей предприятия (назначенные цели из восьми пространств, для выбранной категории) обеспечивается их соответствием ряду требований, а именно: конкретность; измеримость; достижимость; согласованность между собой; приемлемость для персонала; гибкость.

Определение текущего состояния фирмы

Для определения текущего состояния фирмы целесообразно использовать подход, основанный на широко известной концепции SWOT-анализа. Результаты проведения SWOT-анализа позволяют соотнести рыночные возможности и угрозы с текущим потенциалом компании, что является информационно-аналитической базой для выбора стратегической альтернативы по бизнесу.

На рис. 2.2. представлена обобщенная схема проведения стратегического анализа на основе SWOT-концепции. Шаги 1-3 – позволяют ответить на вопрос «Где мы?»,т.е. оценить внешнюю среду, состояние рынков предприятия. Шаги 4-6 отвечают на вопрос «Кто мы?», т.е. позволяют определить положение предприятия относительно его конкурентов. Полученные результаты (шаг 7) представляются в виде матрицы SWOT-анализа, которая является наиболее удачной концептуальной формой представления результатов стратегического анализа.

Рис. 2.2. Схема проведения стратегического анализа

Оценка маркетинговой среды

Для оценки внешней среды целесообразно выделить методики отраслевого анализа, применяемые при рассмотрении макросреды отрасли, её основных движущих сил, привлекательности отраслевого рынка, ключевых факторов успеха; методики сегментации и выявления предпочтений потребителей, а также методики конкурентного анализа, определяющего структуру и уровень основных факторов конкуренции в отрасли.

Макросреда. Для анализа текущей и перспективной устойчивости бизнеса предприятия используется методика оценивания влияния факторов макросреды, определяющих общие условия, в которых действуют игроки отрасли. Эти факторы от встречных усилий игроков не зависят. В зависимости от характера и масштаба бизнеса приоритетное значение имеют различные группы макрофакторов: политические, экономические социальные природные и т.д. (Последовательность проведения анализа и форма для регистрации результатов приведены в Приложении 2)

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту