рефераты по менеджменту

Анализ деятельности предприятия

Страница
4

Анализ себестоимости работ, выполненных грузовым автотранспортом

Себестоимость представляет собой денежное выражение затрат предприятия на производство транспортной продукции. Главным экономическим показателем любого предприятия является прибыль. Так как прибыль находится в прямой зависимости от себестоимости перевозок, одной из важнейших задач работников транспорта является снижение себестоимости автоуслуг. Величина себестоимости зависит от уровня производительности труда в автохозяйстве, степени и эффективности использования подвижного состава, рациональности использования материальных ресурсов, организации транспортного процесса и его обслуживания. При определении себестоимости продукции на автомобильном транспорте практикуется условное деление затрат на переменные и постоянные. К переменным расходам относят те, которые зависят от изменения общего пробега автомобилей. Это затраты на топливо, смазочные материалы, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, амортизационные отчисления по подвижному составу и др. В переменные расходы условно включают некоторые виды расходов, не зависящие от пробега автомобилей, например внутригаражный расход топлива, ежедневное обслуживание, обтирочные материалы, часть расходов по ремонту автомобилей (например, расходы на окраску) К постоянным расходам относят те, которые не зависят от общего пробега автомобилей. Они планируются на 1 автомобиле-день работы. Это накладные расходы и заработная плата водителей. Заработная плата водителей грузовых автомобилей при сдельной системе оплаты труда включается в постоянные расходы условно, так как ее величина зависит от расстояния перевозок грузов и, следовательно, от пробега автомобилей Фактическая себестоимость определяется в конце года. Для этого подсчитывают общую сумму фактических затрат, учтенных по дебету счета 20 «Основное производство», за вычетом стоимости отработанного масла и других возвратных материалов и делят ее на количество тонно-километров, выполненных автопарком. После составления расчета себестоимости услуг автотранспорта и определения фактической себестоимости тонно-километра плановая себестоимость перевозок, по которой учитывались выполненные работы в течение годы на счетах затрат, доводятся до фактической путем дополнительной записи и сторно (при экономии). На КГА фактическую себестоимость определяют путем деления общей суммы фактических затрат, учтенных по дебету счета 20 «Основное производство» на количество тонно-километров выполненных грузовых работ, т.е. на грузооборот.Таблица 11Динамика и структура затрат на грузовые перевозки

Статьи затрат 2008

2009

2010

2010 в % к 2008
Тыс. руб. В % к итогу Тыс. руб. В % к итогу Тыс. руб. В % к итогу
З\п водителей с отчислениями на соц. нужды 534,6 29,1 292,1 23,7 333,3 21,9 62
Автомобильное топливо 480,4 26,2 267,6 21,7 300 19,8 62,4
Смазочные и прочие эксплуатационные материалы 50,6 2,8 44,9 3,6 4,6 0,3 9,0
Износ и ремонт автомобильной резины 90,8 4,9 51,2 4,2 29 1,9 31,9
ТО и эксплуатационный ремонт автомобилей 202,5 11,0 97,2 7,9 130 8,6 64,2
Амортизация 277,4 15,1 173,4 14,0 65 4,2 23,4
Общехозяйственные расходы 200,6 10,9 304,5 24,7 657 43,3 327,5
Итого 1836,9 100 1230,9 100 1518,9 100 82,7
Себестоимость 10 т\км. 11,2 * 20,9 * 23,5 210
Как видно из данных таблица 11, сумма фактических затрат на услуги грузового автотранспорта составила 1463,6 тыс. руб. В структуре затрат в 2010 году преобладающее место занимают общехозяйственные расходы, затем идет автомобильное топливо. Зная грузооборот (645,0 т/км), можем определить фактическую себестоимость 10т/км, которая равняется 24,9 руб. Наблюдается повышение себестоимости в 2010 году по сравнению с 2008 на 122%, а по сравнению с 2009 – на 12 %. Это объясняется, в первую очередь, непрерывным ростом инфляции, который наблюдался в период с 2008 по 2010 годы и который повлек за сбой экономический кризис, произошедший в 2009 года. В связи с этим резко подскочили цены на автомобильное топливо, особенно в конце 2010 года.

Состояние и пути улучшения учета затрат на использование грузового автотранспорта

Повышение эффективности и качества работы автопарка зависит также от степени использования подвижного состава. Улучшение его использования составляет значительный резерв увеличения объема транспортной работы, рост производительности труда. Для повышения объема грузооборота необходимо по возможности увеличить количество машин или изменить структуру парка, причем приобретать автомобили, пользующиеся у клиентов большим спросом, т.е. сочетающие в себе большой тоннаж и экономичность работы двигателя, а также потребляющие более дешевое дизельное топливо. Таким автомобилем, например, является КАМАЗ-55111(самосвал) грузоподъемностью 10 тонн, который на 100 км потребляет 35-37 литров солярки, тогда как ЗИЛ-ММЗ –555 грузоподъемностью 4 тонны на 100 км пробега потребляет 35-37 литров бензина. Чтобы определить возможность повышения грузооборота за счет улучшения использования пробега произведем небольшой расчет. Зная, что в 2010 году плановый коэффициент пробега был 0,5, а фактически 0,6, предположим, что можно добиться повышения этого коэффициента до 0,7. Знаем, что 1) Среднесписочное число машин – 9 2) Общий пробе - 307200 3) Пробег с грузом - 169700 4) Коэффициент использования пробега - 0,6 5) Средняя техническая грузоподъемность – 4,0 6) Коэффициент использования грузоподъемности - 0,8 7) Среднегодовая выработка на автомашину т/км - 67020 Итак, если добиться в предприятии увеличения коэффициента использования пробега грузовых машин до 0,7, то дополнительный объем работ составит: (0,7-0,6)*307200*4,0*0,8=98,304 т/км, таким образом, при достигнутой выработке на один грузовой автомобиль 67020, дополнительный объем работ заменит (98,304/67020)=1,6 автомобиля.

Состояние учетно-аналитической работы на предприятии

Согласно законам РФ и РБ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предприятие ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством, действующим на территории республики. В соответствии с этим законом предприятие предоставляет государственным органам информацию, необходимую для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки информации. За исключением государственной отчетности должностные лица предприятия несут установленную действующим законодательством материальную, административную и уголовную ответственность. Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется на основе общепринятых правил, определенных положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года №34. В соответствии с положением «О бухгалтерском учете и отчетности в РФ», утвержденной приказом Минфина РФ от 31.12.1998 №1673 на предприятии ведется бухгалтерский учет своего имущества и хозрасчетных операций на основе натуральных измерений в обобщенном денежном выражении путем сплошного непрерывного документального и взаимосвязанного их отражения. На предприятии разработана учетная политика предприятия, утвержденная руководителем. Состоит она из 7 пунктов. 1. Общие положения. 2. Порядок учета выручки от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг и товаров; 3. Учет основных средств; 4. Учет нематериальных активов 5. Методы оценки сырья, материалов и МБП; 6. Учет предстоящих расходов; 7. Организация бухучета. В целом учетная политика достоверно отражает принципы и правила ведения учета на предприятии. В частности подробно отражен порядок учета выручки от реализации продукции, выполненных работ, услуг и товаров, указан счет (46), на кредите которого отражен объем реализации по факту отгрузки (Д62 К46). Также подробно расписан порядок учета основных средств, установлен порядок и метод амортизации основных средств (линейный). Указано, что все затраты, связанные с приобретением, изготовлением, сооружением основных средств, в начале на основании первичных документов накапливаются в дебете счета 08 «Капитальные вложения» (Д 08 К10 ,07, 60, 76, 70, 69) в разрезе каждого инвентарного объекта. Затем на основании акта ввода затраты приходуются в Д01 счета с К08. Но в учетной политике предприятия имеются также и недостатки. В частности, в ней не отражено в какой форме ведется бухгалтерский учет на предприятии. Не определен план счетов, используемых на предприятии, не определен состав учетных регистров, нет технологии обработки первичных документов и графика документооборота. Известно, что в современных условиях учетные работники являются активными участниками хозяйственного управления в обеспечении руководителей и специалистов необходимой информацией о ходе производственного процесса. Особое внимание бухгалтерского аппарата обращено на функции контроля под руководством главного бухгалтера, который подчиняется директору КГА. В бухгалтерии работают 6 счетных работников: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер-экономист, бухгалтер материального стола, бухгалтер расчетного стола, кассир. Главный бухгалтер распределяет обязанности работников в бухгалтерии, требует от всех должностных и материально-ответственных лиц своевременного составления и предоставления нужной информации, подписывает бухгалтерские и статистические отчеты, денежные и расчетные документы, договора, начисляет налоги. Заместитель главного бухгалтера ведет учет расчетов с подотчетными лицами, учет основных средств и нематериальных активов, учет реализации и себестоимости автоуслуг, составляет оборотную ведомость по 68 и 67 счету, оборотную ведомость по Главной книге. Бухгалтер материального стола ведет учет продукции на складах оптового и двух розничных магазинов, осуществляет проверку кассовых книг, заполненных кассирами - операционистами в этих магазинах, учет МБП, весь документооборот по складам. Бухгалтер расчетного стола производит начисление заработной платы, отчисления по социальному страхованию. Учет расчетов с арендаторами зданий и автотранспорта, осуществляет прием и оформление заказов на оказание услуг автосервиса. Бухгалтер-экономист ведет всю статистическую отчетность, в частности по автотранспорту: 1-транспорт, 3-автотранс, 65-автотранс. Ведет учет реализации продукции одного розничного магазина, учет на складе этого же магазина, проверяет кассовую книгу. Кассир осуществляет все денежные расчеты в наличной и безналичной форме, все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу. В конце рабочего дня кассир пересчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Данные первичных или накопительных документов записываются в регистрационный журнал, затем составляется оборотная ведомость. По данным оборотной ведомости заполняются мемориальные ордера. С мемориальных ордеров заполняется Главная книга. Аналитический учет ведется в карточках, записи в которых делаются на основании первичных или сводных документов. Многие бухгалтерские операции компьютеризированы. В бухгалтерии имеется шесть единиц компьютерной техники, сервер. Сеть обслуживает программист. В работе используется программа «Гарант», которая содержит все документы и нормативные акты, необходимые для правильного и четкого ведения бухгалтерского учета. Данные ежемесячно обновляются.

Организация первичного учета

Первичный учет имеет большое значение в получении своевременной достаточно полной и достоверной информации. Правильное ведение первичного учета влияет на все дальнейшие стадии ведения бухгалтерского учета. Основным первичным документов, по которому учитывается работа грузовых автомобилей, является путевой лист. Согласно данным путевого листа грузового автомобиля осуществляется учет работы автомобиля, расходования горючего, начисляется заработная плата водителю и другим работникам, связанным с перевозкой грузов, а также производятся расчеты за выполненную транспортную работу. На предприятии используются путевые листы формы 4-с и 4-п. Путевой лист выдается водителю ежедневно перед выездом из гаража. После окончания рабочего дня водитель возвращает его диспетчеру. Если в случае командировки путевой лист выдается на более длительный срок, водитель возвращает путевой лист по приезду. Записи в путевом листе в части производственного задания делает диспетчер, фактический расход горючего указывает водитель, все остальные данные о выполненной работе и технико-эксплуатационные показатели заполняются работниками соответствующих подразделений АТП и заказчиком. Перед выпуском машины автомеханик осматривает ее, в путевом листе удостоверяет техническую исправность машины и подписывает разрешение на выезд. В путевом листе заранее проставляются порядковый номер, дата выдачи, штамп предприятия. На лицевой стороне указывается фамилия, имя отчество водителя и сопровождающего лица, в чье распоряжение выделена автомашина, а также марка, номер машины, место получения и доставки груза, число поездок с грузом, расстояние перевозки и время выезда из гаража. Порядковая нумерация путевых листов ведется, начиная с 1 января каждого года. Расход топлива соответственно записывается в специальный раздел путевого листа, где указывается остаток горючего при выезде из гаража, количество выданного горючего и остаток при возвращении машины в гараж. Оборотную сторону путевого листа заполняет водитель. Он записывает отдельно каждый рейс с грузом и без груза, с указанием пунктов назначения, наименования и количества привезенного груза, времени прибытия в пункт перевозки. Все эти данные заверяются лицом, в чье распоряжение выделена автомашина и подтверждаются накладными и другими документами, которые водитель сдает вместе с путевым листом. При заполнении этой части путевого листа водители часто допускают неточности. Не всегда (или почти никогда) не указывают время простоя под погрузкой-разгрузкой, номер товарно-транспортной накладной. Это является нарушением, и в конечно счете может оказаться причиной неточного ведения бухгалтерского учета. Оформленные путевые листы группируются, указываются табельные номера водителей. Диспетчер составляет оборотную ведомость на каждого водителя за весь месяц, где указывается марка автомашины, номер путевки, ежедневный пробег, расход топлива, объем перевезенного груза. Оборотная ведомость сшивается с путевками и передается экономисту. Экономист, в свою очередь проверяет эту ведомость, и затем начисляет зарплату водителям. Свод по заработной плате передаются бухгалтеру расчетного стола. Товарно-транспортные накладные применяются для учета товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом. Грузоотправитель составляет эти накладные для каждого грузополучателя и на каждую поездку автомобиля отдельно. Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько партий грузов различными получателями, то накладные выписываются отдельно на каждую партию грузов и каждому грузополучателю. Поскольку учет товарно-материальных ценностей автоматизирован товарно-транспортная накладная нестандартной формы. Материалы, запасные части и агрегаты, автомобильные шины, топливо, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь, инструменты и спецодежда отпускаются для производственных нужд, поэтому их называют производственными запасами. Они используются для обеспечения бесперебойной работы автомобилей на линии, выполнения ремонтных и строительных работ. Отпуск материалов на производственные нужды оформляется на КГА лимитно-заборными картами, составленными в соответствии с действующими нормами и планируемыми объемами работ. Они применяются для материалов, которые систематически расходуются на производственные нужды, и являются документами накопительного характера. В них на протяжении определенного периода систематически фиксируются все выдачи материалов со склада потребителю. Лимиты отпуска материалов устанавливает плановый отдел КГА. Каждый получатель, например водитель, получающий топливо, расписывается вего получении в лимитно-заборной карте (форма М-36гс). Лимитно-заборные карты, также как и товарно-транспортные накладные, поступают в бухгалтерию, где затем группируются по направлениям расхода, затратам.

Синтетический и аналитический учет

Учет затрат и выполненных работ грузовым автотранспортом ведется на балансовом счете 20 «Основное производство». Он предназначен для обобщения информации о затратах основного производства, то есть производства услуг автотранспорта, которые явились целью создания данного предприятия. По дебету счета 20 «Основное производство» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с оказанием автотранспортных услуг: расход ГСМ, запчастей, расчеты с персоналом по оплате труда, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства. По кредиту счета 20 «Основное производство» отражаются суммы фактической себестоимости завершенной оказанием автоуслуг. Эти суммы списываются со счета 20 в дебет счетов 45 «Товары отгруженные», 46 «Реализация продукции, работ, услуг». Как уже говорилось, на предприятии ведется мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета. Данные первичных документов: путевых листов, товарно-транспортных накладных, лимитно-заборных карт и других соответствующих документов разносятся в регистрационные журнала, затем в мемориальные ордера. Общие итоги разносятся потом в Главную книгу. Главная книга предназначена для обобщений данных, отраженных в мемориальных ордерах, взаимной сверки записей по счетам и для составления отчетного баланса. Ее открывают на год. По каждому счету в ней показывают начальное сальдо, текущие обороты и конечное сальдо. Записи в главной книге ведутся в шахматной форме. При разноске текущих оборотов в Главную книгу кредитовые обороты каждого синтетического счета отражаются одной записью, а дебетовые обороты с указанием корреспондирующих счетов. Текущие обороты за месяц в Главную книгу начинают разносить с записи кредитового оборота посчету, а затем в разрезе корреспондирующих счетов записывают дебетовые обороты. При мемориально-ордерной форме учета в Главной книге указываются по каждому счету номера мемориальных ордеров, задействованных по каждомусчету. Аналитический учет по счету 20 ведется по видам затрат. Таблица 12Хозяйственные операции, осуществленные в августе 2010 года

Содержание хозяйственных операций

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов
Дт Кт
1 Начислен износ не материальных активов 13,92 20 05
2 Начислена з/п водителям 25564,2 20 70
3 Начислен отпуск водителю Романову А.Т. 1204,7 20 31
4 Произведены отчисления на соц. Нужды 10407,81 20 69
5 Начислен износ основных средств 2465,65 20 02
6 Услуги сторонних организаций (ГТС, МТС, Курганэнерго) 756,6 20 76/1
7 Отпущены ГСМ 2357.9 20 10/5
8 Произведены расходы по ремонту крыши гаража 7086,29 20 31
9 Отпущены со склада запасные части 6459,25 20 10/6
10 Отпущены ГСМ 8273,36 20 10/5
11 Отпущены со склада запасные части 5943,47 20 10/6
12 Начислен износ МБП 700 20 13
13 Списаны общехозяйственные расходы 8029,28 20 26
14 Выполнены работы с последующей оплатой 48985,57 45 20
15 Оказаны автомобильные услуги 32276,86 46/6 20
Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту