рефераты по менеджменту

Организация труда специалиста

Страница
7

В рамках курсового проекта анализ использования рабочего времени следует проводить в двух направлениях. Первое дает характеристику экстенсивности использования рабочего времени, т.е. отражает использование фонда рабочего времени; второе направление отражает степень рациональности его использования с точки зрения выполнения различных видов работ, т.е. оценивается структура затрат рабочего времени.

Для оценки результативности использования рабочего времени можно применить коэффициент экстенсивности (КЭ), рассчитываемый по формуле:

КЭ = (Ф – П)/Ф = 1 - П/Ф,

где П – регламентированные и нерегламентированные перерывы в работе, (мин);

Ф – фактический фонд рабочего времени (мин).

КЭ=1–(132+210+120+420+490+165+357+120+147+495)/4798=1-0,553=0,446

По данной формуле можно сказать, что фонд рабочего времени был использован не совсем рационально, в связи с частыми перерывами в работе.

Далее следует определить показатели, характеризующие величину потерь рабочего времени по различным причинам.

Коэффициент потерь, вызванных причинами, не зависящими от исследователя, КПО:

КПО = ПО/Ф,

где ПО – потери рабочего времени из-за нарушений режима работы, (мин).

КПО = (132+147+495)/4798=0,16

Полученное таким образом значение коэффициента потерь рабочего времени из-за нарушений режима работы говорит о том, что данный вид потерь незначителен.

Коэффициент потерь рабочего времени, зависящих от исследователя, КПР:

КПР = ПР/Ф,

где ПР – потери рабочего времени, зависящие от исследователя, (мин).

КПР = (210+120+420+60+120)/4798=0,19

Как видно, этот показатель также невысок, но надо учесть, что он на 0,03 раза больше предыдущего, а следовательно очевидны недостатки планирования или соблюдения режима труда и отдыха.

Коэффициент потерь рабочего времени на регламентированные перерывы, КОТ:

КОТ = ОТ/Ф,

где ОТ – время на отдых и личные надобности, (мин).

КОТ = (490+165+357)/4798=0,21

Этот показатель тоже не высок, связан в основном с личным временем.

Кроме того, степень рациональности использования рабочего времени с точки зрения занятости студента различными видами работ можно определить путем сравнения фактических затрат времени с плановыми, установленными в плановом бюджете. При этом рассчитывается коэффициент рациональности использования рабочего времени КР по формуле:

где Уiф – фактический удельный вес i-го элемента затрат рабочего времени;

Уiпл – плановый удельный вес i-го элемента затрат рабочего времени.

Кр = 1 –13,2=-12,2

Сильное отличие данного показателя от единицы говорит о том, что мое время используется исключительно нерационально. Возможно, мне необходимо точнее составлять план, и тщательнее его соблюдать.

Общая оценка степени рациональности использования времени может быть представлена показателем, определенным по формуле:

КИ = КЭ ´ КР

КИ = 0,45*(-12,2)=-5,49

Как уже было отмечено выше, при оценке работы специалиста или рабочего времени студента, ограниченного периодами учёбы и работы, этот показатель считается очень низким и рассматривается как нерациональный. Однако, если рассматривать деятельность студента во время учебы, т.е. в первой половине дня, этот показатель мог бы быть намного выше, т.к. там делается значительнее меньше перерывов, нежели дома.

Рассчитаем уровень затрат времени на выполнение работ, не включенных в план (КНП). Он определяется делением затрат времени на выполнение данных работ (НП) на все время работы:

КНП = НП/Р = НП/(Ф–П)

КНП = 372/(4798-3790)=0,37

Коэффициент, характеризующий затраты времени на выполнение работ, включенных в план, найдём по формуле:

КВП = 1 – КНП

КВП = 1 – 0,37=0,63

Опираясь на последние показатели, можно с уверенностью говорить о тщательном составлении плана, так как были учтены почти все виды временных затрат. Но возвращаясь к найденным ранее коэффициентам, нельзя не отметить того, что время, необходимое на выполнение большинства работ, было рассчитано крайне небрежно.

В процессе анализа необходимо рассчитать показатели, характеризующие структуру занятости студента. Для этого определяется значение коэффициентов, характеризующих удельный вес соответственно творческой (КТ), организационно-административной (КОА), формально-логической (КФЛ) и исполнительской (КИ) работы в затратах времени на основную работу.

При структурировании времени основной работы получим следующие результаты. На творческую работу за весь период наблюдения приходится 612 минут, на организационно – административную - 150 минут, на формально-логическую – 225 минут, а на исполнительскую – 840 минут.

Тогда удельные веса будут следующими:

КТ = 612/1827=0,33 или 33,49%

КОА = 150/1827=0,082 или 8,21%

КФЛ = 225/1827=0,12 или 12,32%

КИ = 840/1827=046 или 45,97%

Можно сделать следующие выводы. Большая часть времени уходит на исполнительскую работу, в два раза меньше - на творческую работу, формально-логическая занимает около четверти времени, а административная – всего 8,21%.

В целях проведения детального изучения содержания труда и анализа структуры затрат рабочего времени в течение каждого дня исследуемого периода необходимо дать оценку каждой выполненной работе по следующим критериям:

- необходимость выполнения работы;

- оправданы ли затраты времени на ее выполнение;

- целесообразность выполнения работы;

- сознательно ли определен временной интервал для выполнения работы.

По данным критериям анализируется каждая из работ соответствующей недели периода наблюдений. В процессе анализа определяется соответствует ли данная работа критерию или нет, в зависимости от этого формулируется ответ «да» или «нет».

По каждому их критериев определяется продолжительность работ, по которым получен ответ «нет», и общая продолжительность работ соответствующего дня.

Проводятся расчеты по следующим соотношениям:

где – суммарная продолжительность совокупности работ к-го дня наблюдений, по которым получен ответ «нет» при анализе по j-му критерию (j=1¸4), мин.;

åПДК – суммарная продолжительность работ к-го дня периода наблюдений, мин.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту