рефераты по менеджменту

Основы менеджмента

Страница
1

Организации и организационные структуры.

Организация

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. На практике организация имеет не одну, а несколько, иногда даже множество целей.

Если уж говорить совсем точно, то необходимо упомянуть об организациях формальных и неформальных, так как данное выше определение может охватывать обе эти категории. Граница между ними достаточно условна, то есть любая неформальная организация может стать формальной и наоборот. Для этого достаточно юридического оформления группы людей в соответствующую формальную структуру, скажем, любители подледного лова рыбы могут зарегистрировать свою собственную организацию, назвав себя «клубом любителей подледного лова».

Любая организация – это система и как любая система она имеет определенное строение. Попытки определить это внутреннее строение организации привели к выделению большого количества различных составляющих и отсутствию единства в понимании между исследователями. Так, например, Аксенова Е.А., описывает проведенное исследование (в опросах и групповых дискуссиях приняли участие более 1000 человек), на основе которого выделяются следующие элементы, составляющие «внутреннюю среду» организации:

Ø цель,

Ø структура,

Ø технология,

Ø финансы,

Ø управление,

Ø персонал.

Из определения следует, что организация всегда имеет хотя бы одну общую цель, разделяемую и признаваемую таковой всеми ее членами. Но формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель.

Менеджмент - это управление сложными организациями. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей.

Управление.

В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием управление организацией или предприятием стало менеджмент предприятия. В настоящее время эти понятия чаще всего используются как идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и англоязычным «менеджмент». Это находит отражение в определениях данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов.

В Советском энциклопедическом словаре понятие «управление» определяется как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Социальное управление трактуется как такое воздействие на общество, которое имеет целью его упорядочение, сохранение качественной специфики, совершенствование и развитие. В одном из первых отечественных учебников по научным основам управления производством (1969 г.) управление определялось как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства.

В Оксфордском русско-английском словаре (1994 г.) слово «управление» переводится на английский язык такими терминами, как management, administration, direction (они рассматриваются как синонимы).

Содержание понятия management раскрывается широко и многосторонне как:

Ø способ управления, руководства, направления или контроля;

Ø искусство управления и руководства;

Ø люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал.

Менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций.

Разделение труда

Что представляет собой производство отдельного блага? Это некоторая совокупность последовательных операций над ресурсами, которые необходимо осуществить, чтобы в результате получить это благо.

Если один человек производит несколько благ (например, булочки, сапоги, горшки и т. д.), ему нужно выполнять одну за другой все последовательности операций по производству каждого блага. Эффект экономии от масштаба приводит к тому, что отдельные цепочки производственных операций поручаются отдельным производителям и каждый осуществляет одну цепочку от начала до конца. Например, производитель булочек сам растит зерно, сам перемалывает его в муку и сам печет из нее булочки - это разделение труда между различными производственными цепочками, или горизонтальное разделение труда.

Но разделение труда можно осуществить и внутри производственной цепочки, если поручить выполнение отдельных операций разным людям. Например, булочки будет делать не один человек, а трое = один будет выращивать зерно, другой будет его перемалывать, а третий будет только выпекать готовые булочки. Распределение отдельных операций по производству одного блага между различными производителями называется вертикальным разделением труда, так как осуществляется внутри, в пределах одной производственной цепочки.

Обратите внимание, что названия "горизонтальное" и "вертикальное" имеют условный характер (в этой модели нет верха и низа) и просто означают разный тип разделения труда.

Выгода использования вертикального разделения труда возникает также из-за существования неделимых затрат труда и природных ресурсов. Производитель булочек может сам выполнять весь производственный процесс, но при этом его труд будет менее эффективным. Ему придется тратить время на создание необходимых орудий труда для всех трех стадий производства, и, в=то время как он будет заниматься одной операцией, орудия труда для других операций будут лежать без дела. Когда придет пора сеять или жать, ему придется прекратить выпечку булочек. Он будет должен тратить время на перемещение = только уже не на переход от производства одного блага к производству другого, а внутри производственной цепочки, от одной стадии к другой. Точно так же обстоит дело и с освоением технологии и ее улучшением = ему придется осваивать сразу три совокупности операций, овладевать навыками сразу трех дел.

Таким образом, в результате вертикального разделения труда производство отдельных благ тоже становится подразделенным на различные группы операций, выполнением которых занимаются отдельные люди. Это еще более снижает средний расход ресурсов на производство отдельных благ.

Необходимость управления.

Для того, чтобы организация смогла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Однако, в малых организациях часто не имеется четко выделенной группы управляющих.

Структура управления.

Понятие и классификация функций управления

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту