рефераты по менеджменту

Организационные основы муниципального управления

Страница
3

Пропорциональная же избирательная система обладает рядом противоположных качеств: ослабляет личные связи и персональную ответственность депутатов перед избирателями; представительный орган является выразителем общего интереса, обладает цельным проектом развития муниципального образования.

Проблема применения пропорциональной системы заключается в неразвитости политической структуры общества, отсутствии устойчивых избирательных объединений на муниципальном уровне. Здесь имеются виду не столько чисто политические муниципальные избирательные объединения, сколько так называемые “ муниципальные (ратушные) партии. Этим термином принято обозначать объединения избирателей в муниципальных образованиях на основе общности взглядов в отношении предпочтительных путей развития территории.

Поэтому представляется уместным применение смешанной системы, при которой часть депутатов избирается по мажоритарной, а часть по пропорциональной системе.

С точки зрения формирования органа, максимально отражающего интересы жителей муниципального образования базовой целесообразно рассматривать пропорциональную систему. Применять ее следует там, где есть для этого условия - прежде всего сложившиеся политические структуры. Поэтому в настоящее время следует говорить о переходных моделях. В качестве примера такой модели можно назвать мажоритарную систему с единым многомандатным округом, которая в крупных городах может трансформироваться в мажоритарную систему с несколькими многомандатными округами.

Однако политическое структурирование общества происходит не само по себе. а только при наличии условий и стимулов. Стремясь создать эффективный представительных орган, местные власти должны стремиться к созданию и соответствующих условий. Одним из таких стимулов к созданию муниципальных избирательных объединений могут стать выборы на основе смешанной системы.

В законах о выборах в органы местного самоуправления практически всех субъектов РФ в основу положена мажоритарная избирательная система. Она обусловлена рядом факторов : степенью привычности как для населения, так и для представителей органов власти; относительной простотой организации избирательной кампании; неразвитостью политической структуры общества на местном уровне; боязнью резких перемен; сложностью для населения при голосовании; низкой активностью избирателей и кандидатов. Избиратели голосуют за своих представителей, исходя скорее из их личных или деловых качеств, а не партийной принадлежности.

Какой бы ни была принята модель организации местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании, как правило выделяются три основополагающих элемента: глава муниципального образования, представительных выборный орган и исполнительный орган. Каждый из этих органов имеет свои цели, функции; обладает определенными специфичными связями с другими органами местного самоуправления и населением. Эти обстоятельства и ряд других обусловливают различия в формировании этих органов, в выборе избирательной системы и особенностях проведения выборов в каждый из этих органов.

При формировании главы муниципального образования законы субъектов РФ о местном самоуправлении предусматривают либо один способ, либо несколько. В последнем случае право окончательного выбора предоставляется законом субъекта РФ непосредственно местному сообществу. Предполагаются следующие варианты:

избрание непосредственно населением (Омская[15], Тюменская[16], Читинская[17] области, Алтайский[18], Красноярский края[19]);

избрание на собрании (сходе) граждан (Томская область[20]);

избрание из числа депутатов представительного органа как главы местного самоуправления (Омская[21], Томская,[22] Тюменская[23], Читинская области[24], Алтайский[25], Красноярский края[26]);

занятие этой должности в силу избрания председателем соответствующего представительного органа (Омская область[27]);

назначение, например, по результатам конкурса, или иное (Омская область).[28]

Таким образом предусматривается возможность проведения как прямых выборов непосредственно населением, так и косвенных. Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” предусмотрено только два способа избрания главы муниципального образования - непосредственно населением и представительным органом местного самоуправления. Поэтому такой способ, как назначение по результатам конкурса, как это предусмотрено в Омской области, противоречит действующему законодательству. Хотя следует отметить, что в этом случае появляется возможность предъявлять профессиональные требования к претендентам, что представляется достаточно целесообразным.

Наиболее слабо проработанным в настоящее время является избрание главы местного самоуправления представительным органом местного самоуправления. Как правило, этот вопрос регулируется актами органов местного самоуправления (уставами муниципальных образований, регламентами представительных органов местного самоуправления).

В соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав граждан в РФ” для лица, претендующего на должность главы муниципального образования, могут быть установлены только два ценза - оседлости и возрастной. Это положение получило свое развитие в статье Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. Но в соответствии с Уставами городов Барнаула, Новосибирска, глава муниципального образования должен иметь высшее образование. Указанное положение противоречит федеральному законодательству.

В законах субъектов РФ о местном самоуправлении подробно об избрании представительного органа не говорится, большинство ограничивается констатацией необходимости проведения выборов.

Вопросы выбора типа избирательной системы, количества округов и иные, непосредственно характеризующие организации и проведение выборов в представительные органы местного самоуправления в законах субъектов РФ о местном самоуправлении не рассматриваются. Также практически не освещены вопросы избрания исполнительного органа местного самоуправления. И, как правило, предусматриваются не выборы, а другие способы формирования исполнительного органа - назначение или конкурс.

Местный референдум

В Российской Федерации местный референдум - это народное голосование по наиболее важным вопросам местного самоуправления.[29]

В статье 22 Федерального закона “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” закрепляется, что порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов России. Ряд субъектов Российской Федерации уже приняли законы о местном референдуме, в некоторых только разрабатывается.

Для правового регулирования законодательными органами субъектов РФ вопросов, выносимых на местный референдум, характерно несколько подходов. В законе субъекта Федерации о местном референдуме:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту