рефераты по менеджменту

Организационное поведение

Страница
22

8. Подражание (мода на одежду, определенные манеры, поведение, вкусы и др.).

В психологии различают мотивацию двух видов: положительную и отрицательную.

Положительная мотивация - это стремление добиться успеха в своей деятельности. Она связана с проявлением положительных эмоций и чувств, например, с одобрением вышестоящего руководства или со стороны коллег по работе.

Отрицательная мотивация - связана с применением осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном, но и в психологическом смысле слова. При отрицательной мотивации человек стремится уйти от неуспеха. Боязнь наказания приводит обычно к возникновению отрицательных эмоций и чувств. А следствием этого является нежелание трудиться в данной области.

Действие механизма мотивации выглядит следующим образом:

1) Возникновение потребностей.

2) Восприятие импульсов, идущих от них.

3) Анализ ситуации с учетом ожиданий, притязаний, установок, сти­мулов.

4) Анализ содержащейся в стимуле информации, соотнесение ее с потребностями, необходимыми затратами, ситуацией, возможностями, перспективами и пр.

5) Осуществление конкретных действий.

Содержательные теории мотивации.

Содержательные теории базируются на изучении по­требностей человека, которые и являются основным мотивом их поведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам та­кого подхода следует отнести А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда.

Теория мотивации по А. Маслоу (40-е гг. XXв.). Сущность ее сводится к изуче­нию потребностей человека, которые можно условно разделить на пять групп:

1) физиологич. потребности, необходимые для выживания человека (в еде, воде, отдыхе и т.д.);

2) потребности в безопасности и уверенности в будущем;

3) социальные потребности (в причастности и поддержке) — необходимость в социальном ок­ружении, в ощущении поддержки;

4) потребности в уважении, признании окружающих и стремлении к личным достижениям;

5) потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и реализации своих потенциальных возможностей.

Первые две группы потребностей первичны (физиологические), а следующие три – вторичны (социально приобретенные). Согласно теории Маслоу все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, основание которой составляют первичные, а вершиной являются вторичные потребности. В поведении человека наиболее определяющим является удов­летворение потребностей сначала низких уровней, а по мере удов­летворения этих потребностей становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней. Самая высокая потребность — потребность самовыражения и роста человека как личности — никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

Теория мотивации Ф. Герцберга, или так называемая «гигиени­ческая» теория мотивации, появилась в связи с растущей необхо­димостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Ф. Герцберг создал двухфакторную модель, которая показыва­ет удовлетворенность работой

Первая группа факторов («гигиенические» факторы) связана с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущ­ностью самой работы. До Герцберга считали, что существует одна группа факторов и у работника либо есть удовлетворенность этими факторами (например, заработной платой), либо ее нет. Герцберг считал, что существуют две группы факторов: одна груп­па (в основном внешние по отношению к работнику — различные сбои и отклонения от нормального ритма работы) связана с не­удовлетворенностью работой (и у работника либо есть неудо­влетворенность этими факторами, либо ее нет). «Гигиенические» факторы (заработная плата, своевременная обеспеченность сы­рьем и материалами и другими условиями для бесперебойного выполнения работы) могут в случае удовлетворительного их со­стояния предупредить неудовлетворенность работников. Но сами по себе они не могут вызвать глубокой удовлетворенности. Только внутренние факторы (содержание работы, признание успеха и достижений, саморазвитие) могут привести к глубокой удовлет­воренности, и по сути только эти факторы и являются реальны­ми «мотиваторами» для работников. Данное обстоятельство не бесспорно, хотя существуют многочисленные исследования и факты, подтверждающее данное обстоятельство.

Теория мотивации (Д. МакКлелланд) с развитием экономиче­ских отношений и совершенствованием управления значительную роль отводит потребностям более высоких уровней. Согласно утвер­ждению Д. МакКлелланда структура потребностей высшего уров­ня сводится к трем факторам:

• стремление к успеху (потребность достижения);

• стремление к власти (потребность власти);

• стремление к признанию (потребность причастности, принадлежности к группе).

При этом успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Наличие ярко выраженной мотивации в достижениях — неотъемлемое качество успешного руководителя.

Стремление к власти должно свидетельствовать не только о честолюбии, но и об умении человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях.

Стремление руководителя к признанию у коллег и подчиненных является свидетельством его способности быть неформальным лидером, иметь собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.

Теория мотивации Д. МакГрегора предусматривает классифи­кацию всех работников в зависимости от типа их мотивации на две группы — X и Y. Люди типа X обычно бывают ленивы, не лю­бят работать и избегают ответственности. Поэтому роль руково­дителя в данном случае — давать распоряжения, контролировать и призывать к дисциплине. Люди типа Y — замечательные работ­ники, работа для них — это их естественное состояние. Такие люди стремятся к ответственности, им присущи творчество и самомо­тивация. Роль руководителя в данном случае — предоставлять та­ким сотрудникам полномочия для решения задач, привлекать к принятию управленческих решений.

Теория X воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам.

Теория Y соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоот­ношений в коллективе, учет соответствующей мотивации испол­нителей и их психологических потребностей, обогащение содер­жания работы.

Процессные теории мотивации.

Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работ­ников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, теория справедливости, теория подкрепления и др.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту