рефераты по менеджменту

Организационное поведение

Страница
7

Другая весьма распространенная модель - опеки. В ее рамках руководитель, пусть подсознательно, рассматривает свою организацию как семью, а себя как главу этой семьи со всеми вытекающими отсюда последствиями. Стараясь иметь подробнейшую информацию обо всем, что происходит с конкретным подчиненным, включая и личные проблемы, руководитель порой вторгается в его жизнь. Плохо работают внутренние стимулы, а основной побудитель к действию - слово "должен". Данная модель опирается на экономические ресурсы организации, и руководство (как процесс) ориентировано на их распределение. Уровень трудовых усилий работников находится на грани потенциальных возможностей, и можно рассчитывать лишь на пассивное сотрудничество. Благоприятная на первый взгляд для сотрудников, она не способствует полному использованию человеческих ресурсов, а для руководителя чрезвычайно затратна и эффективна только в условиях недостаточности ресурсов.

Модель поддержки. Данная модель опирается на руководство, которое ориентировано на поддерживающие взаимоотношения. Работники ориентированы на выполнение конкретных заданий и имеют возможность участвовать в управлении и принятии решений. При этом удовлетворяется их потребность в статусе и признании и возникает опора на внутренние стимулы. Заметим, что поддерживающая модель начинает хорошо работать при условии наличия минимального объема ресурсов (финансовых, юридических, информационных и пр.). Для нее характерен климат индивидуального роста, она особенно эффективна при относительно "приличном" уровне жизни, однако переход к ней требует серьезной ломки взглядов руководителя.

Коллегиальная модель опирается на партнёрские отношения, работу в команде. Отличается от авторитарной большим доверием руководителя к исполнителям в вопросах, связанных с исполнением (коллегиальное распределение задач и индивидуальная ответственность за результаты исполнения). Исполнение становится умеренно инициативным. Рамки инициативы определяются критериями выполнения задач в области индивидуальной ответственности. Осуществима эта модель только в условиях избытка ресурсов, реализация её на практике крайне редка.

Основы представления о личности.

Личность – совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать.

Личность формируется под воздействием многих факторов, называемых также детерминанты личности – биологические, социальные, культурные, ситуационные факторы.

Условно можно говорить о внутренней, социально-психологической структуре личности и о её внешней стуктуре как принадлежности к социальным группам.

Внутренняя структура личности включает в себя ряд подструктур:

сложившаяся в сознании личности психологическая среда – система потребностей, интересов, притязаний, ценностных ориентаций, идеалов, убеждений, мировоззрения;

психические свойства – характер, интеллект, эмоции, воля, мышление, память, воображение, творческие способности;

способности личности – опыт, навыки, умения;

психофизиологические свойства – темперамент.

Внешняя структура личности характеризуется принадлежностью к различным социальным группам, разграниченным по определённым критериям: социально-демографическим, профессионально-квалификационным, религиозным, национальным и т.д.

Черты личности являются базовыми единицами личности и представляют собой обобщённые склонности вести себя определённым образом в широком спектре ситуаций в разное время. Черты можно охарактеризовать тремя свойствами – частотой, интенсивностью, диапазоном ситуаций. В этой связи актуальна концепция оценки параметров личностных черт «Большая пятёрка»: открытость опыту, сознательность, экстраверсия, доброжелательность, нейротизм – образующих пятифакторную модель.

Существует множество различных типологий личности. Одной из применяемых в наст. время является типология Хейманса-Ле Сенна – характер в ней рассматривается, как совокупность 3 основных составных частей (эмоциональность, активность, первичность/вторичность). Различные комбинации упомянутых качеств дают 8 основных типов (т.н. «чистых», но в основном встречаются смешанные типы): нервный, сентиментальный, деятельный, страстный, флегматик, сангвиник, аморфный (беспечный), апатичный.

Также представляет интерес типология Майерс-Бриггс (MBTI), основанная на выявлении двух видов способов выполнения следующих действий: пополнения энергии и сосредоточения внимания; сбора информации; способов принятия решений; способо организации своего взаимодействия с внешним миром. Т.о., Майерс и Бриггс создали 4 основные шкалы предрасположенностей, каждый человек занимает определённое место на этих шкалах, что соответствует его принадлежности к одному из 16 типов личности.

Типологии личности, вкупе с методами оценки, представляют немалый интерес для выявления склонности человека к какой-либо профессии (или наоборот, показывают его профнепригодность).

Модель формирования отношений.

Каждый человек существует не в некоем ваккуме, но оказывается включён в различные взаимоотношения с другими людьми, включён в состав различных групп, больших и малых.

При этом возникают 4 основных проблемы:

проблема самоопределения (роль в группе);

проблема власти и влияния (будут ли удовлетворены потребности во влиянии и контроле над другими?);

проблема потребностей и целей (будут ли удовлетворены потребности, совпадают ли цели группы с ними?)

проблема принятия и близости (будет ли человек принят группой, будут ли его уважать и любить? Насколько тесными будут взаимоотношения?)

Базисная модель человеческого поведения.

Согласно теории А.Маслоу, поведение человека определяется иерархической структурой его потребностей, включающей в себя 5 их видов. Расположенные в последовательности, коя продиктована насущностью и приоритетностью их удовлетворения, они образуют иерархическую пирамиду Маслоу: в основании находятся физиологические потребности; затем следуют потребности в безопасности и защите, объединённые, вместе с основными, в «первичные потребности»; далее идут потребности «вторичные» - социальные, потребности в уважении и венчают пирамиду потребности в самовыражении.

В каждый конкретный момент времени человек стремится удовлетворить те потребности, кои наименее всего удовлетворены, начиная с нижней ступени (физиологические). Когда каждая степень удовлетворения потребности достигнет определённой, приемлемой для данного человека величины, происходит переход на следующую, высшую ступень. Так, удовлетворив голод, человек стремится одеться, построить безопасное жилище. Обретя всё это, человек начинает искать социальные контакты, посредством коих стремится удовлетворить потребность в общении, уважении, самовыражении (соответственно, поднимаясь всё выше по пирамиде потребностей).

Теория атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции.

Понимание теории атрибуции необходимо для изучения мотивации трудовой деятельности в рамках организационного поведения.Акт атрибуции представляет собой приписывание или наделение человеком какими-то характеристиками (или чертами, эмоциями или мотивами и т.д.) себя или другого человека.Разнообразие теорий атрибуции постоянно увеличивается. Однако недавно проведенный их анализ позволяет сделать заключение, что все они объединяются следующими общими предположениями. 1. Мы стараемся найти смысл в окружающем нас мире. 2. Мы часто объясняем действия людей либо внутренними, либо внешнимипричинами. 3. Мы делаем это в значительной степени на основе логики.Фундаментальная ошибка атрибуции: исследования выявили, что люди имеют тенденцию игнорировать сильнодействующее ситуационное давление при объяснении поведения других людей. Люди, как правило, объясняют поведение других личностными факторами (например, интеллектом, способностями, мотивацией, отношениями или особенностями восприятия), даже когда совершенно очевидно, что людей вынуждают поступать так, а не иначе, ситуация или обстоятельства. Напр., руководитель при неуспехе деятельности компании склонен объяснять его, в первую очередь, ленью, безответственностью и некомпетентностью своих подчинённых – хотя неудача вполне может быть обусловлена внешними факторами.
Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту