рефераты по менеджменту

Организационное поведение

Страница
13

Как правило, чем более сплоченной является группа, тем выше результаты ее работы. Групповая сплоченность оказывает влияние на результаты деятельности не только группы, но и всей организации в целом. Если групповые цели согласуются с целями организации, а нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов работы, то эффективная деятельность группы обеспечивает и эффективность деятельности организации.

Виды солидарного поведения.

Солидарное поведение членов группы и особенно членов организации очень важно для их эффективной деятельности. Солидарное поведение может проявляться в различных видах. • Альтруистическое поведение – это поступки члена группы, помогающие другому работнику справиться с решением проблемы. • Сознательное поведение – это согласие с организационными нормами подразделений не являющиеся обязательными для данных членов группы. • Порядочное поведение предполагает спокойную реакцию на существующие в организации бюрократические процедуры или на необдуманные поступки руководства. • Учтивое поведение направлено на недопущение негативного влияния на членов группы со стороны других групп либо руководства. • Поведение гражданской нравственности требует активного и ответственного участия в управлении организации с учетом интересов всего общества. На солидарное поведение в группе влияют следующие факторы: • Личные качества членов группы. Поскольку люди сильно отличатся друг от друга в своем желании помочь окружающим, этот фактор может воздействовать на солидарное поведение как благоприятно, так и неблагоприятно. • Модели поведения. Наблюдаемые модели – родственники, знакомые, коллеги, средства массовой информации оказывают огромное влияние на поведение человека. • Внешнее признание. Люди проявляют солидарное поведение, когда возможно поощрение за это в той или иной форме. • Внутренне одобрение. Помогая другим, люди, как правило, испытывают чувство удовлетворения от этого. • Взаимность. Взаимность дает людям повод ожидать помощи от тех, кому они помогли. • Настроение. Если человек находится в хорошем настроении, то существует высокая вероятность проявления им солидарного поведения. • Присутствие других. Желание помогать окружающим может снизиться, если человек окружен другими людьми. Возникает так называемый эффект социального бездействия, который заключается в том, что человек предполагает, что кто-то другой выполнит необходимую работу и таким образом облегчит ему выполнение задачи. Влияние этого фактора можно снизить в том случае если человек будет знать, что его личный вклад в общее дело будет отмечен и учтен.

Подражание, подчинение и приспособление. Рефлекторная реакция на власть.

Подражание – это заимствование индивидом готовой модели поведения у кого-либо из окружающих.

Подчинение – добровольное или вынужденное изменение поведения индивида под воздействием каких-либо факторов (власти).

Приспособление – это адаптация поведения индивида к существующим условиям.

Основы социального влияния.

Существует шесть основных механизмов социального влияния: взаимный обмен, обязательство и последовательность, социальное доказательство, благорасположение, авторитет и дефицит.

Взаимный обмен. Когда мы получаем какой-либо подарок, мы начинаем чувствовать себя обязанными по отношению к дарителю. Это делает нас более уступчивыми и склонными подчиняться его требованиям. Правило взаимного обмена имеет несколько важных особенностей. Во-первых, оно универсально, т.е. чувство долга возникает независимо от качества подарка. Во-вторых, это правило навязывает долги — неважно, хотим мы того или нет, возникает ощущение обязанности. И в-третьих, при помощи этого правила можно инициировать неравноценный обмен.

Обязательство и последовательность. Мы склонны к последовательности в своих действиях, словах и суждениях. Общество высоко оценивает последовательных и обязательных людей, прикрепляя ярлыки «надежный», «верный», «держит слово», и осуждает непоследовательность: «ветер в голове», «семь пятниц на неделе», «сегодня одно, завтра другое». Однажды выбрав дорогу, направление, способ действия, человек зачастую оказывается не в силах преодолеть давление правила последовательности и изменить решение, каким бы глупым и нелогичным оно ни казалось.

Социальное доказательство. Чалдини так формулирует это правило: «Мы считаем свое поведение правильным в данной ситуации, если часто видим других людей, ведущих себя подобным образом». Власть общества люди подметили еще с незапамятных времен. Сила воздействия этого механизма огромна. Естественно, что такое мощное средство влияния не осталось незамеченным продавцами и маркетологами.

Благорасположение. Сущность этого правила заключается в том, что мы обычно охотнее всего соглашаемся выполнять требования тех, кого мы знаем и кто нам нравится. Выделяют три основных аспекта, формирующие благорасположение: это физическая привлекательность, сходство и похвалы.

Авторитет. Мы склонны с большей охотой соглашаться на требования и выше оценивать мнения и поступки, если они исходят от людей, авторитетных в наших глазах. Есть три основных критерия, по которым мы определяем степень авторитетности человека: титул (звание), одежда (внешний вид) и атрибуты (вещи, свидетельствующие о социальном статусе: автомобиль, часы, ручка, сигареты и т.п.). Сила авторитета порой может быть непреодолима.

Дефицит. Ценность чего-либо позитивного в наших глазах существенно увеличивается, когда оно становится недоступным. Другими словами, дефицитные объекты мы склонны оценивать выше и стремиться обладать ими. Как следствие, мы с крайней неохотой уступаем свои позиции обладания чем-либо: из-за того, что объект может стать недоступным, его ценность в наших глазах резко возрастает.

Роль большинства и меньшинства в достижении социального консенсуса.

Консенсус – это «согласие значимого большинства людей любого сообщества, относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях».

Консенсус – это не единогласие, так как полного совпадения позиций всех участников процесса принятия решения здесь не требуется. Консенсус предполагает отсутствие только прямых возражений и вполне допускает нейтральную позицию (воздержаться от голосования) и даже отдельные оговорки к решению (конечно, если они не подрывают саму основу достигнутого соглашения) Вместе с тем консенсус – это и не решение большинства, так как он несовместим с отрицательной позицией хотя бы одного из участников.

Власть в организации. Характеристика каналов власти.

Власть в организации - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия части людей в организации на выполнение заданий.

Власть пронизывает всю жизнь организации и поддерживает её структуру. Власть тесно связано с лидерством. «Лидерство» - это способность эффективно использовать все источники власти. Лидеры используют власть, как средство для достижения целей группы или организации. Для того, чтобы лидерство реализовалось, необходимо соответствие целей лидера и группы. Для применения власти такое соответствие не нужно.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту