рефераты по менеджменту

Методы выработки целей и стратегии развития фирмы

Страница
1

Введение

Словосочетание «стратегия развития компании» вошло в обиход западных менеджеров в 50-е годы прошлого столетия, когда резко обострилась конкурентная борьба и возникла проблема своевременной реакции на неожиданные изменения во внешней среде. Экономика нашей страны долгое время шла «своим путем», и вопросы «быть или не быть стратегии фирмы?» докатились до нас лишь в 90-е годы. Первыми о необходимости разработки стратегии задумались крупные компании, столкнувшиеся на одном конкурентном поле с западными коллегами. На освоение новых управленческих технологий у них ушло почти десять лет - кто-то учился на собственных ошибках, кто-то тем или иным способом перенимал и адаптировал к своим потребностям западные технологии.

В среде профессиональных управленцев и консультантов периодически возникают споры о целесообразности использования парадигмы стратегического управления в практической деятельности российских предприятий. Для крупных компаний, располагающих большими активами, фондоемким производством, имеющих большую территориальную протяженность производственной структуры и фактически формирующих рынок, наличие стратегии развития считается просто необходимым условием выживания.

Некоторые известные российские компании, такие как МТС, ЮКОС, Вымпелком, ЛУКОЙЛ, не только имеют хорошо разработанную и прозрачную стратегию, но и упорно придерживаются установленных параметров развития, и это в конечном итоге приводит к успеху. Существует достаточно много компаний (главным образом среднего масштаба), в которых ведется разработка стратегии развития как таковая. Однако в своей текущей деятельности большинство из них обращается к стратегии только при работе с партнерами или банками и лишь для того, чтобы продемонстрировать уровень управленческих технологий при подготовке контрактов или кредитных соглашений.

И, наконец, существует огромная масса компаний (в основном это предприятия малого и среднего бизнеса), руководители которых считают разработку и внедрение стратегии пустой тратой ресурсов или пока даже не задумывались над тем, нужна ли их предприятию стратегия развития вообще.

Более того, сегодня в России свыше половины компаний, входящих в число 500 крупнейших предприятий и относящихся к базовым отраслям, не имеют хотя бы четко прописанной вразумительной стратегии своего развития!

Каждое предприятие, работая в условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся ситуации, должно не только концентрировать внимание на своей внутренней среде, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволит ему успевать за изменениями, происходящими в его внешнем окружении. Так как количество и сложность ситуаций во внешней среде постоянно растут, стратегический менеджмент предприятия должен постоянно приспосабливаться к ним, приобретая новые и трансформируя имеющиеся качества, наращивая свои возможности по выработке и реализации адекватных ситуационных решений. Актуальными становятся задачи стратегического планирования и управления.

Целью написания данной курсовой работы является изучение методов выработки целей и стратегии развития фирмы. А также показать, что предприятиям, не имеющим четкого представления о необходимости выработки стратегии, нужно менять всю систему управления и переходить от решения задач «как выжить сегодня» к решению проблем «что нужно сделать сегодня, чтобы оставаться в игре и завтра, и послезавтра».

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1 – рассмотреть сущность, классификацию и типы целей и стратегии фирмы;

2 – изучить методы выработки целей и стратегии развития фирмы;

3 – выявить особенности выработки стратегий в России.

Методы выработки целей и стратегии являются предметом исследования. А сами цели и стратегия развития фирмы выступают объектом данной работы.

Структура работы: курсовая работа состоит из 3 глав. Каждая глава состоит из 2 параграфов. В первой главе даются определения основным понятиям и их взаимосвязь. Во второй главе рассматривается процесс выработки целей и стратегии развития фирмы, а также типовые модели портфельного анализа. В третьей главе описывается необходимость выработки стратегии развития на российских предприятиях, приводятся примеры из практики, а также рассматриваются основные идеи, озвученные на V Всероссийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий», прошедшем в апреле 2004 года в Москве.

Информационной основой для написания курсовой работы явились статьи за последние годы в периодических изданиях, таких как журналы «Менеджмент в России и за рубежом», «Управление компанией», «Проблемы теории и практики управления», «Для акционеров» и другие, а также ряд учебников, учебных пособий, курсов лекций, например, «Стратегический менеджмент» Зиминой И. В. и некоторая информация с сайтов в Internet.

Сущность и классификация целей

Существует множество подходов к определению понятия цели. Рассмотрим несколько из них.

В современном экономическом словаре под целями компании понимаются конкретные конечные результаты, которых наметила добиться группа руководителей, акционеры компании; они формулируются в процессе планирования, выработки стратегии компании [20].

Цель – выраженное количественно или качественно будущее состояние объекта управления, достижение которого обеспечит решение проблемы. Комплексное обоснование цели в условиях ужесточения конкуренции приобретает ключевое значение, так как в случае формулирования цели без необходимых обоснований потери стадии ее реализации могут быть в сотни или даже в тысячи раз больше экономии, полученной ранее [22; с.445].

Цель - опредмечиваемый мотив, побуждающий к действию,

- конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Целеполагание (целепостановка) – исходный импульс к началу управленческой деятельности; выбор ориентира, определяющего направление движения.

Этапы целепостановки:

1- определение перечня принципиально возможных целей

2- сужение целей до более конкретного списка реальных

3- выбор одной цели и ее формулирование

4- выявление подцелей и их постановка как целевых задач.

Целепостановка необходима:

· для выявления перечня необходимых функций управления;

· для обоснования состава и величины ресурсов, необходимых для целеосуществления;

· для разработки структуры организации;

· для разработки стратегии развития;

· для составления текущих планов;

· для контроля траектории движения на пути к цели.

Классификация целей представлена в Приложении 1.

Какие же основные требования, предъявляемые к целям? Существует так называемое правило SMART, суть которого заключается в том, что цели должны быть:

- Конкретными (Specific);

- Измеримыми (Measurable);

- Согласованными (Agreeable, Accordant); Это означает, что цели должны быть согласованы прежде всего с миссией компании, между собой и с теми, кому предстоит их выполнять.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту