рефераты по менеджменту

Мероприятия по повышению эффективности работы службы занятости населения в Челябинске

Страница
2

Существуют также неоклассическая и кейнсианская концепции занятости по-разному объясняющие процессы на рынке труда. В первой концепции в качестве цены на труд выступает ставка реальной заработной платы, во второй - спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на благо. В кейнсианской концепции равновесие на рынке труда устанавливается при наличии безработицы.[6] То есть безработица - неотъемлимый атрибут рыночной экономики и полной занятости достичь невозможно.

Существует и такая проблема, как неформальная занятость, характерная для большинства стран с переходной экономикой, в том числе и для России. Многие официально зарегистрированные безработные получают порой неплохие доходы в неформальном секторе. Основная категория лиц, имеющих дополнительный заработок, - это молодежь, лица с высшим образованием, специалисты и руководители. Существуют два финансовых полюса: с одной стороны «теневики» с весьма высоким доходом, что позволяет перейти им в сферу более крупного бизнеса, с другой - граждане с пониженной трудоспособностью, для которых возможности выйти за рамки теневых доходов практически нет. Между ними основная часть экономически активного населения, вынужденная искать дополнительный заработок.[7]

Одна из распространенных форм получения теневых доходов - это скрытая оплата труда в официальном секторе экономики. Результатом является не только уклонение от уплаты подоходного налога, но и отчислений в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского и социального страхования, занятости населения). В итоге теневой заработок обуславливает существенное недополучение бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, что вызывает цепную реакцию отложенных платежей занятым в бюджетной сфере экономики и социальных выплат. Необходимы правовые инициативы и экономические стимулы вывода заработной платы из сферы теневой экономики.[8]

В. Исправников и В. Куликов считают, что «теневая экономика» - это «всякая экономическая активность, не зареги­стрированная официально уполномоченными ор­ганами. Это такой уклад экономических отноше­ний, который складывается в обществе вопреки законам и формальным правилам хозяйственной жизни».[9]

Само по себе наличие неформальной занятости лишь подтверждает потребность и право граждан на труд. С одной стороны, она позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, и цена, которую платят за нее работники, вынужденно оказавшиеся в сфере полукриминальной неформальной экономики, непомерно высоки.

Механизм государственного регулирования рынка труда в рыночных условиях

Механизм регулирования рынка труда в условиях рынка охватывает широкий спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.[10]

Цель государственной политики на рынке труда - формирование эффективной, рациональной занятости при регулируемом высвобождении потенциальных безработных, при недопущении обвальной безработицы и сдерживании роста открытой, в том числе застойной, безработицы.[11]

Мировая система служб занятости в своем социальном и целефункциональном самоопределении прошла путь от выраженной направленности на социальную защиту безработных и посредничества в трудоустройстве к активному влиянию на рынок труда.

В различных странах существуют разные подходы к организации рынка труда. Большой интерес вызывает организация труда в странах, с так называемой «скандинавской моделью» развития. Это - Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия и Исландия. По показателю «индекс человеческого развития», включающему в себя измерители различных аспектов жизни человека (образование, уровень доходов, грамотность взрослого населения, равноправие женщин и др.) страны Северной Европы занимают места в первой пятерке государств мира.[12]

На первый взгляд, в России есть эти элементы рыночного механизма регулирования рынка тру­да. Принят новый Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)[13], который определил цели и задачи трудового законодательства, сформулировал основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, исходящих из общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции РФ.

В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»[14] в целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:

- разработку мер финансово - кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

- правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

- разработку и реализацию федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;

- внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

- оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

- создание федеральной государственной службы занятости населения.

Федеральная государственная служба занятости населения является единой федеральной системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на: разработку и реализацию федеральных, территориальных (республиканских, краевых, областных, окружных, районных, городских) и других программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и другие цели, определенные в статье 15 Закона о занятости населения.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту