рефераты по менеджменту

Сертификация продукции

Страница
6

Актуальная проблема – сертификация товаров малых предприятий, выпускающих ее небольшими партиями, а также фермерской продукции. Для них, как правило, мало подходят принятые схемы сертификации. Необходимы более простые схемы, позволяющие уменьшать финансовые и временные затраты.

Более широкое развитие в последнее время получает аккредитация, поскольку формирование этой системы в России практически завершено: стандарты серии 51.000, регламентирующие аккредитацию, гармонизованы с рекомендациями ИСО/МЭК и европейскими стандартами.

В настоящее время уточняется статус добровольной сертификации: она будет производиться применительно к любым объектам по предложению заявителя, но не заменит требования обязательной сертификации для товаров (в соответствии с законодательством).

Предполагается исключить функцию государственного надзора за соблюдением правил сертификации, тем более что в системе сертификации действует инспекционный контроль.

С развитием сертификации ее полезным эффектом все в большей степени будет считаться не только предотвращение попадания на рынок опасной и некачественной продукции, но и формирование покупателя о высоком и надлежащем качестве товара. Этому будут способствовать и знаки соответствия.

Основные направления дальнейшего развития сертификации:

- совершенствование законодательной базы;

- уточнение действующих основополагающих документов и разработка новых;

- разработка и пересмотр государственных и межгосударственных стандартов;

- развитие сети органов по сертификации, испытательных лабораторий и более рациональное их размещение;

- реализация федеральной инновационной программы «Сертификация и метрология»;

- совершенствование работы Межведомственного совета по сертификации в плане разделения функций между ведомствами России в области сертификационной деятельности;

- дальнейшая гармонизация российской системы сертификации с международными правилами, что особенно актуально для присоединения России к ЕС и вступления в ВТО;

- совершенствование подготовки кадров и др.

Сертификация экспортируемых товаров

Сертификация в международной торговле – один из методов нетарифного регулирования, смысл которого сводится к защите прав потребителей своей страны при импорте продукции и содействию продвижения отечественной продукции на внешних рынках. Для экспортера особую значимость приобретает наличие сертификата соответствия, признаваемого в международном масштабе.

Согласно Российскому законодательству контроль за вывозимыми товарами возложен на таможенные органы. Однако ни федеральное законодательство, касающееся сертификации, ни таможенные правила не предусматривают каких-либо положений по сертификации экспортируемой продукции. Таким образом, сложилась ситуация, когда сертификация товара, предназначенного для продажи за рубежом, полностью зависит от заинтересованности самого экспортера. Между тем в мировой практике существуют диаметрально противоположные примеры. «Так, в Японии экспортируемые товары подлежат обязательной сертификации, причем предпочтительно в международных системах, что обеспечивает беспрепятственное признание сертификата в любой принимающей стране». [6]

В Росси обсуждается предложение о введении предтаможенного инспектирования товаров для экспорта, что позволит решить такие задачи, как определение соответствия качества товара условиям контракта и учет количества перемещаемых товаров с оценкой их стоимости в зависимости от качества.

Развитие сравнительных испытаний

Основной аспект сертификации – безопасность – предопределяет информирование потребителя посредством сертификата или знака соответствия лишь о безопасности товара (услуги). Ведь потребителя при выборе товара интересует его надежность, экономичность и т.д.

В зарубежной практике подробные сведения об аналогичных товарах от разных производителей обеспечивают результаты сравнительных испытаний (тестирование), проводимые аккредитованными испытательными центрами. Результаты сравнительных испытаний публикуются в специализированных изданиях, которые в порядке рекламы доводят до потребителей информацию о качестве предлагаемых на рынке товаров.

Отмечается, что товары, получившие оценку «удовлетворительно», постепенно исчезают с рынка, так как спрос на них заметно падает. Оценка «плохо» или «с большими недостатками» влечет за собой полное отсутствие спроса. Все это вынуждает производителей постоянно совершенствовать свою продукцию, если они планируют удерживать позиции на рынке.

В странах ЕС введены единые методики по проведению однотипных сравнительных испытаний различными испытательными центрами. Введение таких методик обеспечивает необходимыми сведениями аккредитующие органы, так как согласно разработкам ИСО/МЭК результаты сравнительных испытаний рассматриваются как критерий оценки технической компетентности лаборатории.

Заключение

До 1992 г. Россия была одной из немногих европейских стран, не имевших общегосударственной системы сертификации, что крайне отрицательно сказывалось (и сказывается до настоящего времени) как на безопасности и техническом уровне товаров, так и на возможностях их экспорта.

В феврале 1992 г. был принят Закон РФ «О защите прав потребителей», а в 1993 г. – Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», в силу которого реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего их соответствие установленным требованиям, запрещаются.

Правовой основой сертификации продукции являются: Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02. 1992 № 2300 – 1 (с изм. от 21.12.2004); Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993 № 5151-1 (с изм. от 22.11.2001).

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» установил ряд принципиально новых для России положений:

- закрепил права потребителей, признаваемые во всех цивилизованных странах;

- предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнении работ и оказании услуг;

- определил механизм реализации этих прав.

На основании статьи 5 Закона обязательной сертификации подлежат:

- товары (работы, услуги), на которые в законодательных актах, государственных стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды (продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, услуги), а также на предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;

- средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей.

Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» принят 10 июня 1993 года (в новой редакции от 22.11.2001) № 5151-1. Он устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России, а также права, и обязанности и ответственность участников сертификации. В развитие положений Закона издаются подзаконные акты, в том числе постановления Правительства, нормативные акты министерств и ведомств, принимаемые в соответствии с их компетенцией, которые регулируют деятельность по обязательной и добровольной сертификации в России.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту