рефераты по менеджменту

Сертификация продукции

Страница
7

Сертификация осуществляется в целях:

- создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле;

- содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

-защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Закон «О сертификации продукции и услуг» регламентирует права и обязанности участников сертификации: государственных органов управления, центрального органа системы сертификации, органа по сертификации и испытательной лаборатории, а также изготовителя (продавца) товара.

В соответствии с законами «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг» в России организованы испытательные лаборатории (центры), система аккредитации испытательных лабораторий, работы по сертификации в рамках большого количества систем как обязательной, так и добровольной сертификации. Для повышения доверия к результатам сертификации, защиты от необъективной информации, возможности взаимного признания и сопоставления результатов испытаний продукции были приняты Правила сертификации (работ, услуг) в Российской Федерации.

Сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

К основным принципам сертификации относятся:

- обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;

- объективность и независимость, как от изготовителя продукции, так и от потребителя;

- профессиональность испытаний;

- исключение дискриминации по отношению к иностранным заявителям;

- право заявителя выбирать орган по сертификации и испытательную лабораторию;

- открытость информации о результатах сертификации или по прекращению срока (отмене) сертификата, знака соответствия;

- многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;

- использование в деятельности по сертификации рекомендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организаций, положений международных стандартов и других международных документов;

- признание в России аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Российская Федерация;

- соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;

- привлечение в необходимых случаях к работам по сертификации обществ потребителей.

Сертификат соответствия (сертификат) – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции (услуг) установленным требованиям, т.е. сертификат соответствия – документ, которым завершается процесс сертификации.

Наряду с сертификатом существует знак соответствия, зарегистрированный в установленном порядке, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Порядок проведения сертификации установлен постановлением Госстандарта РФ от 21 сентября 1994 года по отношению к обязательной сертификации продукции (в том числе и импортируемой). Однако он может применяться и при добровольной сертификации. Для систем сертификации однородной продукции с учетом ее особенностей допускается разработка соответствующего порядка.

Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации, в частности:

А) Подача заявки на сертификацию

Б) Отбор, идентификация образцов и их испытания

В) Оценка производства

Г) Выдача сертификата соответствия

Д) Применения знака соответствия

Е) Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией

Ж) Корректирующие мероприятия

Применяемые при обязательной сертификации схемы определяются Госстандартом и другими государственными органами управления в пределах своей компетенции, на которые законодательными актами возлагается организация и проведение работ по обязательной сертификации. При этом учитываются особенности производства, испытаний, конкретной продукции, затраты заявителя и требуемый уровень доказательности сертификации. К последнему требованию относится факт использования в отечественной практике сертификации схем, применяемых за рубежом.

Схему добровольной сертификации определяет заявитель, который предлагает ее органу по сертификации. Рекомендуемые схемы сертификации в системе ГОСТ Р, разработанные с учетом рекомендаций ИСО/МЭК и практики подтверждения соответствия в ЕС, приведены в таблице 2.1.

Основные задачи по развитию сертификации сводятся к следующим моментам:

- организационно-методическое совершенствование;

- сертификация экспортируемых товаров;

- развитие сравнительных испытаний.

Актуальная проблема – сертификация товаров малых предприятий, выпускающих ее небольшими партиями, а также фермерской продукции. Для них, как правило, мало подходят принятые схемы сертификации. Необходимы более простые схемы, позволяющие уменьшать финансовые и временные затраты.

Сертификация в международной торговле – один из методов нетарифного регулирования, смысл которого сводится к защите прав потребителей своей страны при импорте продукции и содействию продвижения отечественной продукции на внешних рынках. Для экспортера особую значимость приобретает наличие сертификата соответствия, признаваемого в международном масштабе.

В Росси обсуждается предложение о введении предтаможенного инспектирования товаров для экспорта, что позволит решить такие задачи, как определение соответствия качества товара условиям контракта и учет количества перемещаемых товаров с оценкой их стоимости в зависимости от качества.

Основной аспект сертификации – безопасность – предопределяет информирование потребителя посредством сертификата или знака соответствия лишь о безопасности товара (услуги). Ведь потребителя при выборе товара интересует его надежность, экономичность и т.д.

В зарубежной практике подробные сведения об аналогичных товарах от разных производителей обеспечивают результаты сравнительных испытаний (тестирование), проводимые аккредитованными испытательными центрами. Результаты сравнительных испытаний публикуются в специализированных изданиях, которые в порядке рекламы доводят до потребителей информацию о качестве предлагаемых на рынке товаров.

Отмечается, что товары, получившие оценку «удовлетворительно», постепенно исчезают с рынка, так как спрос на них заметно падает. Оценка «плохо» или «с большими недостатками» влечет за собой полное отсутствие спроса. Все это вынуждает производителей постоянно совершенствовать свою продукцию, если они планируют удерживать позиции на рынке.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту