рефераты по менеджменту

Сертификация продукции

Страница
3

Закон «О сертификации продукции и услуг» регламентирует права и обязанности участников сертификации: государственных органов управления, центрального органа системы сертификации, органа по сертификации и испытательной лаборатории, а также изготовителя (продавца) товара.

Закон также определяет условия ввоза импортируемой продукции, главным из которых является наличие сертификата и знака соответствия обязательным требованиям российских стандартов, что должно быть предусмотрено в контрактах купли-продажи, если продукция подлежит обязательной сертификации. «В развитие требований Закона в 1996 году было принято постановление Правительства «О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров», в котором предусматриваются дополнительные меры по защите внутреннего потребительского рынка от некачественной продукции. Данное постановление устанавливает следующие меры:

- преимущественное проведение сертификации продукции и систем качества у изготовителя до заключения контракта, маркировку продукции знаком соответствия;

- усиление уголовной ответственности за ввоз на территорию России и реализацию импортных товаров, потенциально опасных для жизни и здоровья потребителей;

- доведение до потребителя информации о происхождении продукции зарубежного производства;

- введение листов-вкладышей (этикеток) на импортируемые товары на русском языке, где должны быть указаны сведения о продукции;

- ужесточение контроля за качеством ввозимой продукции и др.» [6]

закон четко разграничивает источники финансирования различных направлений деятельности по сертификации. В статье 16 приведен перечень работ, которые финансируются государством. В него включены:

- «разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;

- участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными национальными органами по сертификации;

- разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;

- разработка проектов актов законодательства в области сертификации;

- проведение научно - исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение;

- проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

- ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации и архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;

- другие работы по обязательной сертификации, определяемые законодательством Российской Федерации». [3]

Все работы, связанные с обязательной сертификацией, оплачивает заявитель (изготовитель продукции). Установленный порядок оплаты подлежит согласованию с Министерством финансов. Окончательный размер стоимости сертификации устанавливается в договоре между заявителем и органом по сертификации. Согласно Закону, эти расходы заявитель вправе отнести на себестоимость продукции, а в соответствии с налоговым законодательством они исключаются из подлежащих налогообложению сумм.

Раздел IV Закона «О сертификации продукции и услуг» устанавливает ответственность за нарушение положений данного документа. Ответственность может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер. Она определяется по фактам нарушения правил обязательной сертификации. Ее несут виновные юридические, физические лица или органы государственного управления. Норма ответственности определяется законодательством. Ответственность за нарушение правил сертификации установлена Законом «О защите прав потребителей» для субъектов хозяйственной деятельности, органов по сертификации, испытательных лабораторий.

В соответствии с законами «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг» в России организованы испытательные лаборатории (центры), система аккредитации испытательных лабораторий, работы по сертификации в рамках большого количества систем как обязательной, так и добровольной сертификации. Для повышения доверия к результатам сертификации, защиты от необъективной информации, возможности взаимного признания и сопоставления результатов испытаний продукции были приняты Правила сертификации (работ, услуг) в Российской Федерации.

Основные принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции

«Сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям». [5]

К основным принципам сертификации относятся:

- обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;

- объективность и независимость, как от изготовителя продукции, так и от потребителя;

- профессиональность испытаний;

- исключение дискриминации по отношению к иностранным заявителям;

- право заявителя выбирать орган по сертификации и испытательную лабораторию;

- открытость информации о результатах сертификации или по прекращению срока (отмене) сертификата, знака соответствия;

- многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;

- использование в деятельности по сертификации рекомендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организаций, положений международных стандартов и других международных документов;

- признание в России аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Российская Федерация;

- соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;

- привлечение в необходимых случаях к работам по сертификации обществ потребителей.

Госстандарт РФ рекомендует следующие правила по сертификации продукции:

1. Допускается аккредитация в качестве органов по обязательной сертификации и испытательных лабораторий некоммерческих объединений и организаций любых форм собственности. К этим организациям предъявляются требования компетентности и независимости, что должно полностью исключать влияние со стороны изготовителя и потребителя на результаты испытаний и сертификации.

2. Аккредитацию организуют и осуществляют Госстандарт и другие государственные органы управления на основании результатов аттестации организаций, претендующих выполнять функции сертификационных органов.

3. В системе может быть аккредитовано несколько органов по сертификации одной и той же продукции. В таком случае заявителю предоставлено право выбора органа, который будет заниматься сертификацией его продукции.

4. Орган по сертификации однородной продукции устанавливает схемы, по которым возможно сертифицировать продукцию в соответствующей системе.

5. При положительных результатах сертификации орган по сертификации выдает сертификат соответствия и лицензию на применение знака соответствия. Последний может быть нанесен на тару (упаковку) самого товара, сопроводительную или техническую документацию, которая поступает к покупателю вместе с товаром (инструкцией по использованию и т. п.).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту