рефераты по менеджменту

Организация и управление риском

Страница
6

Рассмотрим основные направления страхования, о которых необходимо иметь представление менеджеру.

1. страхование на случай потери прибыли о возникновения убытков вследствие остановки производственного процесса, вызванной стихийными бедствиями, авариями и другими аналогичными причинами, или сокращении его объема. При этом страховщики не несут ответственности за остановки производства вследствие военных действий, гражданских волнений, несоблюдения техники безопасности, а также если потери были незначительными. Ставки страховых платежей рассчитываются индивидуально для каждого клиента и в среднем оказываются вдвое выше, чем при страховании имущества.

2. Страхование за вред, причиненный окружающей среде в результате загрязнения, вызванного хозяйственной деятельностью предприятия. Его цель – помочь стравиться с финансовыми трудностями, когда нужно, например, выплачивать штрафы или компенсации пострадавшим. Страховое возмещение выплачивается в данном случае, если загрязнение произошло в результате внезапного несчастного случая, при том, что все правила техники безопасности соблюдались надлежащим образом.

3. Страхование кредитных рисков, связанных с невозвратном кредита, имеет два направления. Во-первых, финансовый риск страхует кредитор; во-вторых, заемщик на случай невозможности своевременно расплатиться по долгам.

4. Страхование технических рисков, связанных с проведением строительно-монтажных работ, новой техники, технологии и т.п. убытки подлежат возмещению, если они возникли вследствие случайной ошибки или непреднамеренных действий лиц, имевших необходимую подготовку для соответствующей работы.

5. Страхование рыночных рисков. Страхователям возмещаются потери, возникшие вследствие неблагоприятного и непредсказуемого изменения конъюнктуры рынка, а также других условий осуществления предпринимательской деятельности. Это позволяет возместить возможный ущерб, если застрахованные денежные операции в течение установленного времени не приносят нужного результата.

Хенджирование как инструмент управления рисками.

Хеджирование – это специфический способ страхования цены реальных и финансовых активов (валюты, ценных бумаг) от риска нежелательного падения для производителя или нежелательного повышения для потребителя.

В результате лицо, осуществляющее его, имеет возможность избежать экономических потерь, а при благоприятном стечении обстоятельств рассчитывать даже на определенную прибыль.

Идея хеджирования основывается на том, что люди, в силу того, что они обладают разными знаниями, опытом, информацией о положении дел, наконец, чутьем, интуицией, темпераментом и т.п., по-разному оценивают ситуацию и перспективы её развития. Поэтому они неодинаково подходят к определению будущей цены актива. Орудием хеджирования являются фьючерсная и опционная сделки.

Фьючерская сделка предполагает, что одна сторона обязуется в установленный срок поставить определенное количество биржевых активов по оговоренной цене, а другая – принять и оплатить их. Фьючерсный контракт не может быть расторгнут, и что его аннулировать, нужно заключить встречную сделку. Механизм контракта предполагает внесение залога (депозита), который при осуществлении сделки возвращается.

Рассмотрим, как осуществляются такого рода сделки.

Различается хеджирование продажей и хеджирование покупкой.

Хеджирование продажей (короткое) предполагает заключение продавцом фьючерского контракта, предусматривающего фиксацию цены в целях страхования от снижения цены в будущем.

Предположим, что заключается контракт на поставку через полгода биржевого актива по цене 1400 руб. за единицу при текущей рыночной цене 1250 руб. за единицу. Здесь возможны следующие варианты.

1. Текущая рыночная цена снижается с 1250 до 1200 руб., а на бирже с 1400 до 1350 руб. В этом случае при продаже актива на рынке возникает убыток 50 руб. Одновременно за 1350 руб. выкупается фьючерсный контракт, за который партнер по биржевой сделке уплатил 1400 руб. Таким образов, убыток в одном случае был компенсирован прибылью в другом.

2. Цена на наличном рынке возрастает с 1250 до 1350 руб. за актив, а на фьючерсном с 1400 до 1500. В этом случае имела место упущенная выгода в 100 руб., но цель страхования цены достигнута. При дальнейшем росте цены величина упущенной выгоды возрастает, но удается удержать уровень цены, на которой изначально ориентировался продавец.

При сближении рыночной и контрактной цен хеджирование теряет смысл, ибо выгоды от него могут оказаться меньше, чем комиссионные, которые приходится уплачивать по каждой сделке.

Предположим далее, что заключен контракт на покупку товара (длинное хеджирование) на тех же условиях. Для покупателя в любом случае переплата из-за роста цены при приобретении товара на наличном рынке будет перекрыта равновеликим выигрышем от продажи контракта на фьючерсной бирже.

1. Пусть текущая цена возрастает до 1350 руб. за актив, а фьючерсная – до 1500 руб. за актив. Тогда при покупке товара на наличном рынке будет иметь место убыток в 100 руб., а при продаже фьючерсного контракта – прибыль в 100 руб.

2. Пусть текущая цена подает до 1200 руб. Тогда при покупке на наличном рынке будет иметь место выигрыш в 50 руб., но при продаже контракта возникнут потери в 50 руб., составляющие упущенную выгоду, величина которой будет увеличиваться с падением цены. Тем не менее задача страхования планируемой цены покупки достигается.

На самом деле в реальной жизни все обстоит сложнее, ибо приходится учитываться изменение баланса, т.е. разницы между наличной и фьючерсной ценой товара, скорость движения которых не одинакова.

Страховать реальные сделки можно также путем покупки и опциона. Он представляет собой контракт, по условиями которого продавец за определенную не возвращаемую плату, называемую премией, предоставляет покупателю право совершить в оговоренные сроки с определенной ценой исполнения сделку или отказаться от неё.

Величина премии зависит от соотношения спроса и предложения на рынке опционов, процентных ставок по краткосрочным депозитам (при их увеличении премия снижается, ибо полученные деньги можно положить в банк под более высоки, чем прежде, проценты), динамики цен на реальные активы (чем больше их колебание, тем выше премия, поскольку в этих условиях реализация актива чаще всего бывает выгодна); от срока исполнения опциона (при его приближении премия снижается, ибо колебания цены менее вероятны).

Возможность рисковать только премией делает опцион похожим на страховой полис.

По технике исполнения выделяют три вида опционов:

1. На право купить актив или фьючерсный контракт по определенной цене;

2. На право их продать;

3. На право выбрать одну из двух сделок.

Продажа опциона на продажу актива получила название «короткий пут», продажа опциона на покупку – «короткий колл», покупка опциона на покупку актива – «длинный колл», а покупка опциона на продажу актива – «длинный пут».

Рассмотрим механизм осуществления опционных стратегий. Предположим, что существует некий актив с рыночной ценой 50 ты. Руб. На него может быть приобретен опцион с премией 10 тыс. руб. Здесь возможны следующие случаи.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту