рефераты по менеджменту

Теоретическое обоснование инновационного развития общеобразовательных учреждений

Страница
6

В целом, психологическое единство коллектива включает в себя и эмоциональное и мотивационное; обеспечивается систематической работой руководства школы. Для чего это нужно? Если каждый член коллектива будет действовать сам по себе, или не станет работать в полную силу для воплощения в жизнь программы инноваций, то школа не добьётся никаких успехов в данной кампании.

Школьный коллектив представляет собой организацию, которая целесообразно устроена, соорганизована, мотивирована и выполняет важные социальные функции. Теория и психология школьного коллектива разработана в трудах таких отечественных исследователей как А.С.Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А.Сухомлинского. В их работах говорится, в частности о том, что коллектив станет замотивирован эффективно выполнять свои функции только если:

· развита самодисциплина, самоуправление, самоорганизация, которые позволяют эффективно использовать время и потенциальные возможности;

· все члены группы чётко представляют себе цели общей работы;

· в группе задумываются над усовершенствованием методов коллективной работы;

· группа поддерживает своих членов и создаёт тесные взаимоотношения;

· создана производительная система мотивации.

Конкретные исполнители часто видят в инновационных преобразованиях угрозу своему положению, пытаясь в практике определённым образом блокировать «грядущие» изменения, что выражается в их сопротивлении. В образовании наблюдаются такие формы противодействий:

ü отсрочка начала процесса под любым «благовидным» предлогом;

ü «неожиданные препятствия» нововведениям и различные трудности;

ü попытка саботировать изменения или «утопить» их в потоке других первоочередных дел.

Поэтому первая задача руководителя при управлении инновационным процессом – определение отношения к инновации. Процесс рождения и освоения новшеств всегда характеризуется наличием непростой системы отношения к нему.

По разным данным, на стадии зарождения идеи нового члены коллектива по степени мотивации распределяются примерно следующим образом:

1 группа – лидеры (1 – 3%);

2 группа – позитивисты (50 – 60%);

3 группа – нейтралы (30%);

4 группа – негативисты (10 – 20%).

Большое значение в мотивации придаётся делегированию полномочий (ограниченное право использования ресурсов организации и направления усилий подчиненных на выполнение целей школы).

Подлежат делегированию:

· рутинная работа;

· специализированная деятельность;

· частные вопросы;

· подготовительная работа.

Не подлежат делегированию:

ü функции руководителя: установление целей, принятие решений по выработке стратегии школы, контроль результатов;

ü руководство сотрудниками, их мотивация;

ü задачи особой важности;

ü задачи высокой степени риска;

ü необычные, исключительные дела;

ü срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки;

ü задачи строго доверительного характера.

Позитивный характер делегирования полномочий низовым звеньям управления, с перераспределением власти между руководителями и общественными органами управления, исполнителями демократизирует управление, повышает динамичность и гибкость управляющей подсистемы в целом, развивает самостоятельность, инициативу, творчество членов коллектива, их желание участвовать в управлении, формирует сознательную дисциплину труда и т.п

Как было сказано выше, для эффективного управления необходима правильная система мотивации, непременно включающая в себя уважение и заботу к каждому учителю. Посмотрим, однако, как происходит побуждение к работе в большинстве современных российских школ[4]:

Рисунок 4 Иерархия управленческих действий в школе

30% - организационное стимулирование

22% - моральное стимулирование

15% - предупреждение

10% - выговор

7% - принуждение

5% - замечание

2% - убеждение

Контроль как необходимая функция для эффективного управления инновационным развитием

Обновление управления, связанное с инновационным развитием, требует формирования системы информационно-аналитической деятельности. Информационно-аналитическая деятельность неразрывно связана с контрольной функцией управления.

Для чего это необходимо? Социальной системой (как, впрочем и любой другой сложной системой) невозможно управлять без знания текущего состояния объекта. Таким образом и функция контроля – функция обратной связи.

Процесс и результаты контроля можно дифференцировать на ряд подфункций: с помощью подфункции учёта происходит сбор и систематизация информации. Далее реализуется подфункция оценки сложившегося состояния и анализ приведших к этому причин.

По результатам исполнители могут быть наказаны или поощрены. После этого руководителю необходимо проанализировать (подфункция анализа) последствия сложившейся ситуации с тем, чтобы скорректировать дальнейшие действия. Последняя подфункция – регулирование (обоснование итогов на основе имеющегося опыта).

Имеют место быть такие функции контроля как информационно-аналитическая, контрольно-финансовая, коррекционно-регулирующая.

Формы контроля бывают следующими: персональный, тематический, классно-обощающий, комплексный.

Действует контроль в школе для достижения таких целей, как:

· Совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе;

· Создание благоприятного психологического климата в коллективе школы;

· Осуществление надзора над исполнением законодательства в области образования;

· Выявление случаев нарушения и неисполнения законов и иных нормативно-правовых актов;

· Анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

· Инструктаж должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм и правил;

· Оказание методической помощи педагогическим работникам;

· Анализ и оценка эффективности результата инновационной деятельности;

· Выявление положительных и отрицательных моментов в организации инновационного процесса;

· Анализ результатов реализации приказов и распоряжений.

Для того, чтобы контроль не был ненаправленным, для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в школе необходимо прежде всего, определить её содержание, объект, источники (кто сообщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни. Далее определяют, в какой форме эта информация будет храниться и использоваться.

Информация должна быть, во-первых, максимально полной по своему объёму, во-вторых, объективной и, в-третьих, предельно конкретной.

Для каждой из подсистем выделяют 3 уровня информации. Для школы выделяют уровни:

ü административно-управленческий (директор, заместители и т.д.);

ü коллективно-коллегиального управления (Совет школы, педагогический совет, совет кафедр, блоков и т.д.);

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту