рефераты по менеджменту

SWOT-анализ ОАО "Хлебный Дом"

Страница
3

Таким образом, видно, что наибольшее влияние на успешное развитие предприятия оказывают экономические факторы: рост благосостояния населения (покупка более дорогих сортов хлеба и кондитерских изделий) и рост оборота розничной торговли (рост продаж хлебобулочных изделий). Также крайне важно использование современных технологий не только производства, но и упаковки (для привлечения покупателей).

Наибольшие угрозы – со стороны изменения покупательских привычек (например, отказ от покупки мучного) и со стороны сырьевого обеспечения производства (политические и природные факторы). Также важен такой факт, как старение населения, ведущее к увеличению потребления более дешевых видов хлеба.

Изучение делового окружения организации

swot стратегия сбытовой товарный

Проанализируем рынок хлебобулочных изделий согласно модели Портера.

Потребление хлеба в России сокращалось в течение нескольких лет (так же, как неуклонно снижался жизненный уровень) и достигло минимума в 1998 году, когда, по официальным данным, было произведено и реализовано всего 57 кг хлеба в пересчете на одного человека в год (в 1995 году - около 77 кг). В 2000 году выпуск увеличился и составил немногим более 61 кг на душу населения.

Повышение благосостояния населения за последние годы привело к снижению потребления хлебобулочной продукции. По данным Росстата, начиная с 2000 года потребление хлеба в стране падает каждый год в среднем на 3,8%. В 2004 году потребление составило уже 59,8 кг на душу населения. Среднедушевое потребление хлеба и хлебобулочных изделий в России в 2008 г. в пересчете на одного человека в год составило всего 56,12 кг (73% от уровня 1995 г.). 2009 год показал, что потребление хлебобулочных изделий в целом по России снизилось на 7-9% и составило порядка 52 кг в год. Потребление по областям Северо-Западного федерального округа подвержено той же тенденции, что и весь рынок России в целом. В 2008 году: Новгородская область - 84,4 кг на душу населения; Псковская область (максимальное потребление) - 87 кг, Санкт-Петербург - 63,4 кг, Ленинградская область (минимальное потребление) - 44,1 кг. Емкость петербургского рынка хлебобулочных изделий составляет около 264 тыс. т.

Для оценки реальной емкости потребительского рынка хлебобулочных изделий в 2009 году необходимы следующие показатели: численность населения на 2009 год; среднедушевое потребление хлебобулочных изделий в 2009 году. Емкость = численность * среднедушевое потребление хлеба = 143,5 млн.* 0,052 т. = 7,46 млн. т.

Для оценки потенциальной емкости потребительского рынка хлебобулочных изделий необходимы следующие показатели: численность населения на 2009 год; рекомендуемая норма потребления. Емкость потенциальная = численность населения * рекомендуемая норма = 143,5 млн. * 0,101 т. = 14,49 млн. т.

Видно, что реальная емкость отличается от потенциальной почти в 2 раза.

Несмотря на высокий потенциал развития хлебопечения в СЗФО, количество предприятий отрасли сокращается. Так, в Петербурге наблюдается самое низкое число хлебопекарных предприятий – 0,5 на 10 тыс. населения. За 2003-2004гг. количество предприятий хлебопекарной промышленности в СЗФО сократилось на 11% и составило 0,8 на 10 тыс. населения. Для сравнения, в странах Западной Европы этот показатель составляет 4 предприятия на 10 тыс. населения. По данным за 2009 г., объем производства хлебобулочной продукции в стоимостном выражении составил 12,6 млрд. руб.

В Петербурге и пригородах работают 24 хлебопекарных предприятия мощностью от 10 до 350 тонн продукции в сутки. Кроме того, хлебобулочные изделия выпекают мини-пекарни, которых сегодня насчитывается больше сотни, мощностью от 500 кг до 5 тонн в сутки. Производство хлебобулочных изделий сосредоточено прежде всего на 4 хлебозаводах. Хотя в последние годы создавались малые пекарни, ассортимент их продукции в основном дополняет выпускаемый крупнейшими хлебозаводами.

Особенность производства и потребления хлебобулочных изделий заключается в том, что короткие сроки реализации не позволяют делать запасы хлеба. По той же причине маловероятна возможность поставки питерского хлеба в другие регионы, за исключением, может быть, Ленинградской области. Это подтверждается и данными статистики, согласно которым ввоз хлебобулочных изделий из других регионов в Петербург не превышает 1,5% от объема внутреннего производства

По данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга, в городе, так же как и по всей России, наблюдается снижение производства продукции в хлебопекарной отрасли. Это связано с сокращением спроса и ассортиментным сдвигом в потреблении хлеба и хлебобулочных изделий.

Падение потребления и производства происходит не только из-за медленной переориентации покупателей с традиционных хлебобулочных изделий на более дорогие виды хлеба, но и за счет сокращения населения Санкт-Петербурга. К тому же постепенное старение населения города переориентирует потребителей на более дешевые хлебобулочные изделия.

На рынке хлебобулочных и кондитерских изделий Санкт-Петербурга существует достаточно острая конкурентная борьба. Всего на рынке Санкт-Петербурга функционирует 23 хлебопекарных предприятия и значительное число мини-пекарен. Наряду с ОАО "Хлебный дом", в число наиболее крупных производителей хлебобулочных изделий Санкт-Петербурга входят такие предприятия как ОАО "Каравай", ОАО "Хлеб", ОАО "Заря", ОАО "Пекарь". Эти предприятия имеют наиболее широкую сеть сбыта и присутствуют практически во всех районах города. Среднесуточный объем производства на крупнейших хлебозаводах Петербурга и их рыночные доли представлен в таблице 3.

Таблица 3 Среднесуточный объем производства крупных хлебопекарных предприятий

Предприятие

Январь 2010 года

Производство,

тыс. тонн

Доля на рынке, %

Рыночное Место

ОАО "Хлебный дом"

250-252

32,5

1

ОАО "Каравай"

170

21

2

ОАО "Хлеб" (ТМ "Дарница")

65

8

3

ОАО "Хлебозавод "Заря"

59

7,4

4

ОАО "Арнаут"

43

5,4

5

ОАО "Пекарь"

40

5

6

ОАО "Кушелевский хлебозавод"

30-32

3,8

7

ОАО "Сестрорецкий хлебозавод"

23

2,9

8

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2020 рефераты по менеджменту