рефераты по менеджменту

Управление как искусство

Страница
17

Я хотела бы остановиться только на некоторых из них и предоставить некоторую информацию о них.

В первую очередь, я скажу об играх для менеджеров, а точнее управленческих поединках, так как речь пойдет об управленческой борьбе, перенесенной из реальности в «аудиторию».

Управленческая борьба –неотъемлемая часть любого бизнеса. Это искусство, но в то же время и наука. А значит можно ее изучить.

«Управленческие поединки» разработал Владимир Такасов (в 1984 году он открыл Таллинскую школу менеджеров - ТШМ). По его словам он учит искусству управления не только на основе собственных знаний, но и на примере удач и ошибок тех людей, которых обучает, а также компаний, которые консультирует [9].

Описание проведения игры [26].

На сцене в ряд стоят три стола. За каждым по три человека. На первом столе табличка «Нанимающиеся на работу», на втором — «Отправляющие на пе­реговоры», на третьем — «Доверяющие собствен­ность». Это судьи.

Перед ними еще один стол; за ним друг напротив друга сидят две пары. Такая буква «Т» из столов.

«Ситуация номер 12,— говорит в микрофон че­ловек в костюме (это главный арбитр).— Играют Лора и Сага».

Выдержав небольшую паузу, он добавляет: «Вре­мя пошло».

Ситуация номер 12. «Ленивый начальник отдела» (условия):

В компании, работающей в составе средней руки холдинга, директор испытывает трудности с управляемостью экономи­ческого отдела. Начальник экономического отдела, чело­век, назначенный на этот пост директором, считает, что не обязан напрягаться, но пытается обеспечить себе гарантии, не передавая опыта работникам отдела. Президент холдинга ввел двойное подчинение экономических отделов — руко­водителям предприятий и финансовому директору холдин­га. Директор компании готов уволить начальника экономи­ческого отдела, ноне делает этого, чтобы не подорвать своего положения. До сих пор директор своими усилиями компенси­ровал недостатки работы отдела. Роли и интересы:

Директор компании — заставить начальника экономи­ческого отдела работать или заменить своим человеком. Начальник экономического отдела — сохранить нынешнюю ситуацию.

Финансовый директор — зная ситуацию, хотел бы внедрить своего человека, не вступая в публичный конфликте директо­ром компании, чье мнение имеет большой вес в холдинге. Работник отдела — хотел бы занять место начальника экономического отдела; намерен быть лояльным и благо­дарным тому, кто его на эту должность продвинет.

Владимир Тарасов — автор известного курса «Искусство управленческой борьбы». По его мне­нию, один из участников управленческого поедин­ка (в жизни и в игре) обязательно должен победить, не «задавив» соперника. Для этого необходимо по­казать свои преимущества перед человеком, кото­рый отстаивает иную точку зрения. И тот будет вы­нужден с вами согласиться.

Поединки чем-то похожи на ролевые игры, кото­рые используются в обычных тренингах, но есть и серьезные отличия. Перед каждым поединком участники получают описание некой ситуации; там же обозначены роли, которые они могут играть. Тот, кому выпало ходить первым, определяет, кого изображает он, а кого — его противник. У каждого из «дуэлянтов» по 5 минут. Если кто-то из них ре­шает, что разыгрываемая ситуация себя исчерпала, то нажимает на кнопку шахматных часов, и ход пе­реходит к сопернику, который задает свои роли.

Участвовать в поединке могут те, кто учился на семинарах Тарасова. То же относится и к секундан­там. В ходе «дуэли» они сидят рядом с игроком и следят за временем, а также за состоянием подопеч­ного. Если секундант видит, что тому необходимы инструкции, он может взять двухминутный тайм-аут и обсудить все в сторонке.

Десять минут поединка — не так уж и много. Но каждый игрок может задать вопросы или привести аргументы, к которым противник не готов, поэтому помимо убедительности в исполнении роли важна молниеносная реакция. Для игроков это экстраор­динарная ситуация, а именно в подобных обстоя­тельствах люди раскрываются по-настоящему.

Всего во время чемпионата проходит 30 поедин­ков. Некоторые ситуации разыгрываются не один раз, и наблюдать «повторный» розыгрыш даже ин­тереснее: любопытно, какую тактику применят раз­ные игроки.

Кто победил, решают судьи трех коллегий. Каж­дый из них должен голосовать, исходя из интере­сов, которые диктует им их роль. «Нанимающиеся на работу» оценивают способность игрока обеспе­чить материальное и моральное благополучие под­чиненных, «доверяющие собственность» — умение ее сохранить и приумножить, а «отправляющие на переговоры» — готовность отстоять позицию на жестких переговорах.

Поэтому мнения судей нередко расходятся. Но в итоге, по мнению Владимира Тарасо­ва, достигается объективная оценка.

Игрокам, которые дошли до финала, приходится сразиться в пяти-шести поединках. «„Радость неуда­чи" испытывают все, кроме одного участника,— считает Владимир Тарасов.— И я за них рад, пос­кольку это очень важное переживание. Основное качество менеджера — умение подняться после па­дения. А как его проявить, если не упал? »

— Зачем все это нужно?

— За многим,— ответил Тарасов— Управляя, люди со­вершают массу ошибок. А надо делать верные и точные шаги. Это экономит и время, и ресурсы. Уп­равленческие поединки — это хороший опыт внут­рифирменного управления. И очень хороший спо­соб оценки людей: 10 минут, и уже понятно, как че­ловек решает управленческие проблемы. Ну а для игроков это возможность увидеть свои недостатки и что-то в себе изменить.

Глядя, как взрослые люди изображают то дирек­тора хлебозавода, то президента инвестиционного фонда, то начальника цеха Иванова, можно сказать: «Прям как дети .».

Между тем «дети» занимают не самые последние посты в не самых последних компаниях. Большинство игроков выступают под игровыми именами.

Сидоров уже участвовал в управленчес­ких поединках. «Во время этого чемпионата я чув­ствовал все свои слабые места,— рассказывает он.— В жизни трудно посмотреть на себя объектив­но, а окружающие критикуют редко. Когда тебе да­ют оценку с комментариями, это позволяет не де­лать ошибок в дальнейшем». Подумав, Алексей Си­доров делает метафоричное дополнение: «Как про­жектором высвечиваются яркие грани моего несо­вершенства, которые нужно искоренить».

Еще один пример ситуации (последнего боя) № 13 «Коварный директор».

Компания, занимающаяся обучением персонала, успешно работает под руководством наемного генерального ди­ректора.

Собственник компании живет в другом городе и особо не вникает в ее дела. Для укрепления финансовой дисципли­ны в компанию назначается «свой» финансовый дирек­тор. Возникает конфликт между финансовым директором и генеральным. Гендиректор грозится уйти вместе с ко­мандой и клиентской базой, что повлечет за собой распад компании. Роли и интересы:

Генеральный директор — стремится убрать финансового директора, обеспечить себе безграничную власть или уйти со всем персоналом и создать новую фирму. Собственник — намерен не допустить распада компании, наладить и сохранить контроль.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту