рефераты по менеджменту

Структура организации, влияние на нее законов теории организации

Страница
5

На практике эффект положительной и отрицательной синергии проявляется достаточно редко. Это объясняется очень редким сочетанием высочайшего управленческого профессионализма руководителя и длительного периода удачи.

Оценка синергетического эффекта может идти косвенно – как части экономической, социальной, организационной, технологической, экологической, правовой или идеологической эффективности. Прямые методы оценки синергетического эффекта находятся в стадии разработки. Набор ситуаций, в какой-то мере характеризующих приближение деятельности компании к синергетическому эффекту приведен ниже:

· Длительная и качественная работа оборудования без поломок

· Использование замороженных ресурсов, в том числе находящихся в личном пользовании

· Доверительные отношения между сотрудниками

· Снижение простудных и сердечно-сосудистых заболеваний

· Поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда

· Соотношение разработанных и принятых для внедрения рационализаторских предложений и изобретений

· Уменьшение объема услуг сторонних организаций

· Рост числа предложений по совершенствованию производства и управления

· Стимулирование интереса работников к повышению профессионального образования

· Активное приобретение сотрудниками акций своей компании

· Выработка и поддержка традиций организации

· Усиление технологической и организационной дисциплины

· Усиление лояльности к своей организации и непосредственному руководству

· Сокращение количества оперативных совещаний и увеличение количества стратегических

· Снижение усталости работников

· Устойчивость организации к небольшим внешним возмущающим воздействиям

· Благотворительная деятельность

· Постоянный спрос на продукцию

· Хорошее настроение в коллективе

Руководитель должен стремиться усиливать имеющиеся положительные ситуации и формировать недостающие.

Для успешной реализации закона синергии необходимо использовать методы организации и самоорганизации, управления и само управления. Среди них: «вопросы и ответы», «конференция идей», «метод эвристического прогнозирования».

Метод «вопросов и ответов» наиболее прост в организационном исполнении. Его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы вопросов трех уровней:

§ Вопросы, на которые есть практические ответы и известны конкретные результаты- это прошлый опыт

§ Вопросы, на которые есть ответы, но мало конкретных результатов или они не подтверждены независимыми источниками

§ Вопросы, которые ставятся по новым проблемам и на них еще нет ответов.

Путем коллективного тренинга по первому и второму уровням вопросов можно прийти к решению и ряда вопросов третьего уровня.

Перспективным является метод «конференции идей», в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. Основные принципы данного метода следующие:

§ Число участников в пределах 3-9

§ Запрещаются насмешки, критика, в том числе и позитивная

§ Для обсуждения формулируются 1-2 зависимые друг от друга задачи

§ Продолжительность конференции 30-50 минут

§ Ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных

Затем через 1-2 недели специалисты компании анализируют все предложения более внимательно. Технология данного метода включает следующие этапы:

§ Тренировка генерации коллективных идей по заранее заданным проблемам

§ Изучение возможностей участников тренинга

§ Корректировка состава участников генерации идей

§ Генерация участниками идей по новым проблемам

§ Обсуждение предложенных идей

Метод «эвристического прогнозирования» основан на обсуждении прогнозных решений высококвалифицированными специалистами в узких областях техники, технологии, производства. Каждый специалист, опираясь на свою компетентность, оценивает предлагаемое решение, а возможно и совершенствует его. В результате глубокого профессионального анализа каждой стороны вариантов решений выявляется лучшее, а возможно и формулируется в ходе обсуждения совершенно новое. Этот метод является плодотворным в случае отсутствия алгоритмического подхода к выработке наилучшего решения.

Закон самосохранения

Все в мире подчиняется писанным и неписанным законам. Это касается как естественных организаций, так и искусственных. Организации созданные человеком называются искусственными. Искусственные организации, так же как и естественные функционируют в сложных условиях: есть отношения дружеские, есть враждебные, есть и нейтральные. В деятельности каждой реальной организации бывали ситуации, когда они по разным причинам оказывались на грани существования. Одни из них в таких ситуациях были ликвидированы, другие,- изыскав ресурсы и, преодолев трудности, успешно восстановили свою репутацию и сейчас доминируют на мировом рынке. Руководитель должен правильно оценить общее положение в компании и ситуацию, складывающуюся вокруг компании, чтобы принять решение о ее дальнейшей судьбе. Теоретической основой для анализа общего состояния организации является закон самосохранения, согласно которому любая организационная система, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое, и использует для достижения этого весь свой потенциал.

Самосохранение организации зависит от внешней и внутренней среды, от внешних и внутренних факторов.

Внутренние факторы:

- философия организации,

- принципы ее деятельности,

- уровень квалификации персонала,

- эффективность реализации мотивов и стимулов, потребностей и интересов работников,

- использование ресурсов и технологии,

- уровень коммуникаций,

- степень сочетания функций и структуры управления,

- качество и уровень реализации маркетинга.

Внешние факторы:

- социальная, демографическая и психологическая обстановка в стране,

- экономическая и политическая ситуация,

- покупательская способность населения,

- состояние развития науки и технологии,

- уровень культуры, в том числе культуры взаимодействия между организациями.

Внутренние факторы в основном управляемы со стороны руководителя, а внешние- нет. Профессионально формируя внутренние факторы деятельности компании, руководитель может существенно повысить созидательный потенциал организации. Для этого необходимо:

1. Совершенствовать социально-психологический климат в коллективах

2. Добиваться оптимального сочетания структуры и выполняемых функций

3. Развивать инновационную деятельность

4. Постоянно повышать профессионализм персонала

5. Иметь хорошую информационную сеть связи с клиентами, поставщиками и потребителями

6. Создавать союзы взаимного страхования с аналогичными организациями

7. В уставном капитале организации увеличивать долю ликвидного имущества

Перечисленный набор дает качественное представление о направление работ по усилению устойчивости организации к внешним возмущающим воздействиям.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту