рефераты по менеджменту

Анализ организационно-технических показателей филиала "Комбикормовый завод" ОАО АФПК "Жлобинский мясокомбинат"

Страница
2

Такой подход отличается от превалировавшего у нас взгляда на управление, при котором успех предприятия определялся, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства.

Любой процесс управления связан с информационным обменом, который заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:

сбор информации о текущем состоянии управляемого объекта;

анализ полученной информации и сравнение текущего состояния с желаемым:

выработка управляющего воздействия с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние;

передача управляющею воздействия объекту. Процесс управления подразумевает наличие обратной связи, т.е. информационного потока,

направленного от объекта к субъекту.

Обратная связь позволяет установить, насколько эффективно оказанное на объект управляющее воздействие.

На производственном уровне организация управления включает в себя операции:

выявление функций управления;

установление рационального количества уровней управления;

распределение функций, прав и ответственности между различными уровнями;

определение профессионального и численного состава кадров;

разработка нормативно-методической базы. Функция управления представляет собой относительно самостоятельный и обособленный вид

управленческой деятельности. Функции управления имеют структуру, содержание и механизм реализации.

Специалисты выделяют следующие основные функции управления:

планирование:

календарно-плановое руководство;

оперативное управление;

контроль.

Некоторые специалисты выделяют также такие функции, как мотивация, регулирование и др.

С точки зрения информационного обеспечения процесса управления, выделенные функции являются наиболее важными [6].

Накопленный к концу двадцатого века мировой опыт в области управленческой деятельности свидетельствует о том, что в мире складывается новая культура управленческой деятельности, в основе которой - использование инновационных методов в процессе достижения результата. Возрастает значение не только целевых ориентиров, но и используемых способов, приемов, операций, процедур подготовки и принятия управленческих решений, организации контроля за их выполнением. Особую важность это имеет для Беларуси, которая сравнительно недавно ступила на новый для нее путь рыночных отношений, не пройдя длительного этапа социализации рынком.

Эффективное функционирование предприятия в условиях рыночной экономики требует, чтобы были определены не только цели и способы их достижения, но и оценены шансы на успех и угрозы, которые могут возникнуть при его развитии. Таким образом, руководство должно программировать текущие, оперативные и перспективные задачи, иными словами, должно разработать целостную концепцию развития и будущую позицию на рынке и во внешнем окружении, т.е. в соответствии с современной теорией управления необходимо определить стратегию предприятия.

Понятие стратегического управления

Перспектива развития фирмы отражается в ее стратегии.

Современная формулировка понятия "стратегия" выглядит следующим образом:

"Стратегия - это долгосрочное целерациональное направление развития организации, определяющее средства достижения целей и сферы ее деятельности, а также взаимоотношения внутри организации и ее позиции в окружающей среде".

Стратегия разрабатывается руководителями высшего звена, но в ее реализации участвуют все уровни управления.

Стратегия предприятия обязательно должна учитывать продуманные долговременные цели и задачи этой фирмы (новые ценности для ее клиентов, изделия, услуги, формы продажи и т.д.), а также направления вложения тех средств, которые имеются в ее распоряжении и предназначаются для достижения поставленных целей.

Стратегическое планирование выступает составной частью стратегического управления, которое представляет собой процесс, протекающий в три основных этапа. Этапы стратегического управления, как правило, частично могут совпадать во времени и оказывать влияние друг на друга.

На этапе стратегического выбора принято выделять: разработку базовой стратегии развития предприятия и разработку функциональных стратегий, обеспечивающих реализацию базовой стратегии.

Базовые стратегии развития предприятия выбираются в соответствии с циклом его развития [4].

Цикл развития предприятия демонстрирует, что наступает в процессе функционирования предприятия ситуация, когда при определенных внешних угрозах и внутренних слабостях оно переходит от успешного развития к ухудшению своей финансово-хозяйственной деятельности. Каждое предприятие в условиях рыночной экономики, как бы успешно оно не функционировало, в течение своей "жизни" проходит через первые две, а иногда и все три, стадии. Задача руководства состоит в минимизации времени на прохождение второй и третьей стадий и максимизации времени экономического роста.

В настоящее время наиболее популярна теория разработки базовых стратегий при помощи выделения стратегических зон хозяйствования.

Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) - это отдельный сегмент внешней среды предприятия, на который оно имеет (или хочет иметь) выход.

Базовая стратегия развития предприятия конкретизируется в функциональных стратегиях развития предприятия в соответствии с основными направлениями деятельности предприятия, обеспечивая достижение основной цели, поставленной руководством.

Функциональные стратегии развития предприятия разрабатываются соответствующими подразделениями. В силу их предназначения и специфики деятельности различные службы предприятия имеют свое собственное видение достижения поставленных целей (ориентиров), поэтому разрабатываемые ими стратегии не всегда стыкуются, а иногда и просто противоречат друг другу. Искусство руководства состоит в сбалансировании интересов и координации разрабатываемых стратегий [12].

Реализация выбранной стратегии, или стратегическое управление, предусматривает корректировку стратегического плана. Оно осуществляется на основе общих принципов и правил управленческой деятельности. К числу наиболее распространенных из них следует отнести [4]:

контроль - используется в тех случаях, когда прогнозируется достаточно стабильное развитие предприятия;

экстраполяция - применяется в тех случаях, когда на перспективу прогнозируется проявление тенденций, аналогичных предыдущему периоду;

разработка принципиально новых стратегий - используется в том случае, когда в перспективе ожидается появление принципиально новых тенденций в развитии предприятия;

принятие оперативных решений - целесообразно применять в тех случаях, когда в развитии предприятия возникают неожиданные ситуации, которые приводят к резкому изменению тенденций развития как предприятия в целом, так и отдельных подразделений.

Таким образом, стратегическое управление представляет собой комплексную систему управления, которая базируется на прогнозировании внешней окружающей среды и выработке способов и методов адаптации объекта управления к ее постоянным изменениям.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту