рефераты по менеджменту

Анализ лидерских качеств у старших медицинских сестер для эффективной функции управления средним медицинским персоналом на базе ККГВВ

Страница
2

Мы затронули этот вопрос, когда определяли понятие «лидер». Лидер либо назначается извне, либо группа его выбирает, либо она позволяет кому-то исполнять эту роль. Лидер, легитимизированный внешним институтом или избранный группой, большей лёгкостью освоит свою роль по сравнению с тем, кто становится лидером без предварительной легитимизации. Таких лидеров мы называем временными лидерами. Они просто исполняют роль лидера, им приходится прикладывать больше усилий для подтверждения своего статуса, нежели избранному или назначенному лидеру.

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства. ( Lord, Foti & De Fader, 1984). Имплицитные теории лидерства – это устойчивые представления о лидерстве, которые имеются в сознании каждого из нас. Это отличительные черты характера, которые мы выделяем на основе личного опыта, связанного с ситуациями лидерства. Эти теории позволяют нам распознать человека, который мог бы стать хорошим лидером, а впоследствии именно на них основывается оценка успешности лидера.

Бреснен (Bresnen, 1995) считает, что лидерство – это «социальный конструкт», основанный на имплицитных теориях лидерства.

Другой чертой, которая зачастую всплывает при выборе лидера, является харизма. Была предпринята попытка изучить данное явление на примере Малькольма Икс как истинно харизматического лидера (Малькольм Икс (1925-1965) – чернокожий мусульманин, завоевавший в начале 60-х годов популярность среди негритянской молодёжи проповедями превосходства чёрной расы). Харизма Малькольма Икс воспринималась чёрными мусульманами как сочетание «его личностных качеств и интеллектуальной, моральной и эмоциональной предрасположенности» последователей Малькольма Икс, которые проецировали на него своё разочарование в белой культуре (Corsino, 1982). Этот пример соответствует результатам исследований харизматического лидерства, согласно которым харизматическое лидерство – это явление временное: в период кризиса или обострения негативных настроений в группе появляется человек, обладающий набором определённых привлекательных характеристик.

У временных лидеров возникает ряд проблем, от которых легитимизированные лидеры избавлены. Одна из них – когда именно предпринять попытку стать лидером. Одно из действий, входящих в роль лидера, - выполнение групповых норм. Группу никогда не примет человека в качестве временного лидера, пока он не докажет, что понимает нормы группы и следует им. Нельзя прийти со стороны, подчинить себе группу и ждать, что вас примут с распростёртыми объятиями.

Другая сложность связана с тем, что в отсутствие внешней легитимизации трудно убедить остальных членов группы воспринимать себя всерьёз в качестве лидера. Люди считают, что временный лидер не обладает достаточными полномочиями. Лучший выход из этой ситуации – взять под контроль ресурсы группы, то тогда он может продемонстрировать власть или «откупиться» от любого, чьи интересы были ущемлены. Если вы контролируете «блага» в группе, её члены с наибольшей вероятностью будут воспринимать вас всерьёз в качестве лидера.

Классификация лидерства по Р. Стогдиллому

Наиболее интересна классификация лидерства, предложенная Р.Стогдиллом, который в своей книге «Справочник по лидерству» классифицировал все определения лидерства по одиннадцати ключевым идеям, позволившим сгруппировать эти определения в соответствии с ними.

1. Лидерство как центр групповых интересов. Данный подход отмечает тот факт, что лидер является духовно-эмоциональным центром группы, выражением власти всех в одном лице. Он определяет групповую структуру, атмосферу, идеологию и групповые интересы.

2. Лидерство как проявление личностных черт. Эта группа концепций ставила перед собой цель выявить некоторый оптимальный набор личностных черт, позволяющих человеку успешно добиваться и удерживать лидерские позиции.

3. Лидерство как искусство достижения согласия. Делается акцент на обязательно присущих эффективному лидеру умении добиваться согласия, консенсуса, лояльности и сотрудничества со стороны ведомых, умении улаживать конфликты. Такое лидерство называют консенсуальным.

4. Лидерство как действие и поведение. Акцент делается на поведенческих аспектах лидерства. Лидерское поведение – любые действия, которые предпринимает лидер для управления и координации работы группы. Это, например, такие действия, как распределение обязанностей, поощрение и критика членов группы, мотивация для достижения результатов.

5. Лидерство как инструмент достижения цели или результата. В этих концепциях эффективность лидерства напрямую связывается с достижением результатов и удовлетворением потребностей группы.

6. Лидерство как взаимодействие. В данном случае лидерство понимается как эффект группового действия. Согласно этому подходу необходимым условием эффективного лидерства является его осознание и поддержка со стороны членов группы. Лидерство – это такие межличностные отношения, когда члены группы выполняют задание потому, что они хотят это делать.

7. Лидерство как умение убеждать. Подчёркивается различие между лидерством и управлением. Если управление является искусством принуждения и использования силы или угрозы применения силы для того, чтобы заставить людей следовать в определённом направлении, то лидер управляет путём убеждения, поощрения и побуждению к действию силой собственного примера.

8. Лидерство как осуществление влияния. Лидерство рассматривается как процесс влияния на деятельность организованной группы, дополняющий нормы и предписания для выполнения задания.

9. Лидерство как отношения власти. В этом случае властные отношения рассматриваются как форма лидерских отношений, как способность одного индивида доминировать над другими и преодолевать сопротивление последователей (подчинённых).

10. Лидерство как дифференциация ролей. Каждый участник взаимоотношений «лидерство – подчинение» играет определённую роль, а лидерство может рассматриваться как ролевая дифференциация. Основой такой дифференциации является процесс взаимодействия и взаимовлияния между членами группы, когда один индивид влияет на других, а другие реагируют на это влияние.

11. Лидерство как инициация или конструирование структуры группы. Лидерство рассматривается как процесс, порождающий и поддерживающий ролевую структуру группы. Лидер стремится сконструировать структуру таким образом, чтобы легитимизировать свой лидерский статус. Эти процессы особенно важны на этапах становления новых коллективов, структура которых ещё не имеет устоявшего характера.

Несмотря на очевидность феномена лидерства, практически бывает трудно установить, кто же является лидером группы. Существует два основных метода выявления лидера в конкретной группе:

1) путём опроса членов группы для выяснения, кому они отдают предпочтение как наиболее влиятельному лицу в выборе направлений деятельности группы (метод самодоклада);тановить , кто же является лидером группы.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту