Общий коэффициент оборота кадров в организации определяется отношением суммы принятых и уволенных к среднесписочному числу рабочих или работающих. Определим данный коэффициент за 2009-2011 гг.:
Ко = (все уволенные + все принятые) / r (1)
где r – среднесписочная численность работников за определенный период
К2009 = (5+6) / 99 * 100% = 11,11%
К2010 = (7+4) / 98 * 100% = 11,22%
К2011 = (5+12) / 100 * 100% = 17%
Итак, общий коэффициент оборота кадров на данном предприятии составил: в 2009 году 11,11%, в 2010 году 11,22%, в 2011 году 17 %. Т.е. данный коэффициент имеет растущую динамику.
Частные коэффициенты оборота измеряются соответственно отношением числа принятых или числа уволенных за определенный период к среднему числу работающих:
Коп = rприн / r (2)
Коп2009 = 6 / 99 * 100 % = 6,06 %
Коп2010 = 4 / 98 * 100 % = 4,08 %
Коп2011 = 12 / 100 * 100 % = 12,00 %
(коэффициент оборота по принятым сотрудникам).
Коув = rув / r (3)
Ковыб2009 = 5 / 99 * 100 % = 5,05 %
Ковыб2010 = 7 / 98 * 100 % = 7,14 %
Ковыб2011 = 5 / 100 * 100 % = 5,00 %
(коэффициент оборота по выбывшим сотрудникам).
Из анализа движения рабочей силы видно, что в 2011 году выросла среднесписочная численность персонала по сравнению с 2010 на 2,05%.
При этом увеличилось количество лиц, принятых на работу в 2011 по сравнению с 2010 годом на 300%. Выбыло в 2011 году меньше чем в 2010 на 28,57%, причем 2 работника за нарушение трудовой дисциплины.
Для выявления причин текучести кадров проводилось анкетирование увольняемых сотрудников на протяжении 2011 года – уволилось 5 сотрудников. На основе проведенного анкетирования (приложение Г), основными причинами увольнения персонала компании являются:
- неудовлетворенность заработной платой – 2 человека;
- отсутствие перспектив карьерного роста – 2 человека;
- отсутствие системы адаптации – 1 человек.
Текучесть кадров ухудшает многие производственные показатели, а также моральный климат в коллективе, что препятствует созданию команды. Конечно, такая ситуация - это серьезный сигнал руководству о необходимости разобраться в процессах, происходящих в компании.
Важным показателем эффективности использования персонала является значение производительности труда.
Таблица 2.7 - Анализ производительности труда персонала
|  
 № стр.  |   
 Показатели  |   
 2009  |   
 2010  |   
 2011  |   
 Абсолютный прирост  |   
 Относительный прирост %  |  ||
|  
 2010- 2009  |   
 2011-2010  |   
 2010- 2009  |   
 2011-2010  |  |||||
|  
 1  |   
 Выручка, тыс. руб.  |   
 201886  |   
 340880  |   
 408060  |   
 138994  |   
 67180  |   
 168,85  |   
 119,71  |  
|  
 2  |   
 Среднесписочная численность, чел.  |   
 99  |   
 98  |   
 100  |   
 -1  |   
 2  |   
 98,98  |   
 102,05  |  
|  
 3  |   
 Производительность труда, тыс. руб. (стр1 / стр2)  |   
 2049,60  |   
 3496,21  |   
 4101,11  |   
 1446,60  |   
 604,90  |   
 170,58  |   
 117,30  |  
В итоге в 2010 году по сравнению с 2009 годом производительность труда выросла на 70,58%, а в 2011 году выросла на 17,3%, что во многом предопределенно ростом денежной выручки за анализируемый период на 68,85% и 19,71% соответственно.
Хоть показатели производительности труда персонала на высоком уровне, нельзя забывать, что работники – это, прежде всего живые люди, от результатов деятельности которых зависит функционирование предприятия.
Поэтому, чтобы обеспечить нормальную бесперебойную работу предприятия, необходимо постоянно мотивировать персонал, а также внедрять новые технологии для совершенствования трудового процесса.
Как было выявлено в ходе анализа, проблемы компании по управлению персоналом состоят в не высокой заработной плате, в отсутствии перспектив карьерного роста и отсутствии системы адаптации персонала.
В результате анализа системы управления персоналом в организации мною был выявлен ряд проблем, которые можно систематизировать в таблице 2.8.
Таблица 2.8 - Недостатки системы управления персоналом Головного офиса ООО «Энергопром СПБ»
|  
 Область  |   
 Характеристика недостатков  |  
|  
 Структура системы  |   
 Недостаточная четкость распределения функциональных обязанностей в области управления персоналом; дублирование одних функций, недостаточное внимание другим  |  
|  
 Подбор персонала  |   
 Большая трудоемкость при оценке кандидатов из-за длительной системы собеседований; недостаточное внимание уделяется личностным характеристикам (таким, как способности к выполнению тех или иных функций, черты характера), во многом определяющим успешность выполнения должностных обязанностей и взаимодействия с окружающими  |  
|  
 Система развития персонала  |   
 Деятельность по созданию резерва "на выдвижение" неэффективна, поскольку она предполагает только продвижение по вертикали, которому способствует проведение мероприятий по оценке сотрудников и повышению квалификации; Не используется возможность качественного (личностного) роста работников, который предполагает создание возможностей для проявления инициативы и развития способностей каждого отдельного сотрудника, зачисленного в резерв. Другими словами, отсутствуют разработки программ карьерного роста сотрудников.  |  
|  
 Стимулирование труда  |   
 Причины слабой мотивации и стимулирования к труду таковы: низкая зарплата; слабая связь системы материального стимулирования и результатов деятельности; неудовлетворительные условия труда; плохие возможности обучения и повышения квалификации; недостатки в организации системы управления (неритмичная работа, плохая обеспеченность сырьем и материалами, несвоевременный ремонт оборудования и тому подобное); сложившаяся практика управления, ориентированная больше на контроль и поддержание дисциплины, чем на формирование заинтересованного отношения к делу; равнодушие к потребностям, проблемам, устремлениям персонала.  |  
|  
 Адаптация персонала  |   
 Отсутствует отлаженная система адаптации персонала. Напряженный морально-психологический климат в коллективе не позволяет молодому специалисту найти поддержку и помощь в работе.  |  
|  
 Оценка деятельности персонала  |   
 Отсутствие действенной системы оценки персонала снижает эффективность действующего кадрового менеджмента в организации  |  
|  
 Обучение персонала  |   
 Отсутствие обучающих лекций, семинаров, практических занятий, деловых игр. Отказ от применения современных методов обучения персонала. Слабая заинтересованность работников организации в обучении вне и внутри производства.  |  
|  
 Информационное обеспечение  |   
 Информационное обеспечение нуждается в постоянной модернизации, ведь от качества используемых устройств, оборудования во многом зависит производственная деятельность фирмы  |