рефераты по менеджменту

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности

Страница
4

Для предприятия прибыль является показателем, создающим стимул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

• характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

• является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

• является источником формирования бюджетов разных уровней.

Определенную роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты предприятия в направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продукции.

На каждом предприятии формируется четыре показателя прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль — основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель — валовая прибыль, а на ее основе — прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее производства.

Рентабельность товарной продукции определяется отношением прибыли к полной себестоимости товарной продукции и показывает, сколько рублей потенциальной прибыли может принести каждый рубль затрат на ее выпуск и реализацию. Рентабельность как отношение прибыли от реализации к объему реализованной продукции характеризует и изменения в политике ценообразования, способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции. Динамика этого показателя может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью.

Наиболее значимым является показатель рентабельности, рассчитанный как частное от деления чистой прибыли на себестоимость реализованной продукции, так как он отражает, сколько рублей чистой прибыли принес каждый рубль затрат на выпуск и реализацию продукции.

Большое значение в практической деятельности имеет изучение рентабельности отдельных изделий и отдельных групп изделий, поскольку в показателях рентабельности товарной и реализованной продукции нивелируется прибыльность (убыточность) конкретных видов продукции. Рентабельность единицы продукции определяется отношением разности между отпускной ценой и себестоимостью к себестоимости отдельного изделия.

Рентабельность продукции в целом, групп изделий и отдельных их видов является важнейшим показателем сравнительного анализа прибыльности (убыточности) производства тех или иных видов продукции, особенно на предприятиях, вырабатывающих широкий, их ассортимент.

2. Задачи и источники анализа прибыли рентабельности

В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размера чистой прибыли, отчислений в фонды предприятия.

Для анализа прибыли используются Закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, Устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета о движении капитала, аналитического бухгалтерского учета по счету 81 "Использование прибыли", расчетов налогов на имущество, на прибыль, на доходы и др.

Источники информации для анализа рентабельности: план экономического и социального развития (бизнес-план), ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. № 5-ф «Краткий отчет о финансовых результатах», ф. № 1-ф «Отчет о финансовых показателях предприятия», ф. № 5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия», плановые и отчетные (ф. № 1-к) калькуляции единицы изделий.

Анализ рентабельности производства.

Все показатели рентабельности могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) - отношение валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):

Rз = Прп / Зрп , или Рз = ЧП / Зрп

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота) - отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки (В):

Rрп = Прп / В, или Rрп = ЧП / В

Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала - отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:

Rк = БП / KL; Rк = Прп / KL; Rк = ЧП / KL

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Анализ внереализационных доходов и потерь, система показателей рентабельности производства и продукции.

Анализ внереализационных результатов следует производить по каждому их виду. При этом необходимо установить, правильно ли они отнесены за счет предприятия, и в частности за счет прибылей и убытков; не было ли допущено при списании сумм на убытки нарушений действующих положений. Внереализационные убытки в значительной мере являются результатом нарушения договорной дисциплины и свидетельствуют о том, что на предприятии плохо обеспечивается сохранность собственности, Внереализационные доходы и расходы от штрафов, пени, неустоек в некоторых случаях являются результатом плохой постановки учета (например, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году). Внереализационные доходы и расходы изучаются в динамике за ряд отчетных периодов. Тщательно выясняются причины их (особенно по штрафам), намечаются меры по сокращению и недопущению внереализационных убытков, штрафных санкций, большую часть которых составляют штрафы за нарушение договоров поставок.

Кроме штрафных санкций, существенное влияние на снижение прибыли оказывают непроизводительные расходы. Поэтому при их анализе целесообразно изучать следующие показатели: потери от брака, непроизводительные расходы, отнесенные на себестоимость продукции, и др.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту