На рис. 2.2 наглядно представлена динамика контингента за 5 лет очной формы обучения по специальностям.
 
Таким образом, за период 2005–2006 года по специальности «Менеджмент организации» наблюдается стабильность (число студентов остается неизменным) и только с 2007 года произошло уменьшение числа студентов. Такую тенденцию отчасти можно объяснить таким явлением как «демографическая яма».
По специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» число студентов в течение 3 лет резко уменьшилось – на 33,4%. Это можно объяснить отсутствием бюджетных мест с 2005 года. В 2007 году число студентов по этой специальности увеличилось на 17,6%, а в 2008 году группа не набралась.
С 2004 года по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» наблюдается устойчивый прирост числа студентов (за 3 года он составил 87,5%), на что отчасти могло повлиять увеличение количества бюджетных мест. За 2007–2008 годы произошло уменьшение числа студентов на 01.10, причиной тому мог стать «демографический спад».
По специальности «Промышленное и гражданское строительство» с 2004–2006 года наблюдается резкое снижение числа студентов, прирост составил 38,2%, это обуславливается уменьшением числа бюджетных мест. В 2007 году произошло увеличение числа студентов по этой специальности, и в 2008 году их число уменьшилось.
И, наконец, по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» изменение числа студентов приобретает скачкообразный характер. Уменьшение числа студентов наблюдается в периоды с 2004 по 2005 (темп прироста – 17,6%) и 2006–2008 годы (43,2%), а в период с 2005 по 2006 годы произошло увеличение числа студентов (темп прироста – 4,8%).
Таким образом, по установленному анализу отчетливо видно, что ЧТИ ИжГТУ с 2007 года теряет свои позиции. Такую тенденция можно отчасти объяснить рядом внешних факторов:
· в период с 2007 наблюдается «демографический спад»;
· в 2008 году мировой финансовый кризис.
Но, тем не менее, необходим и анализ внутренних факторов уменьшения контингента в ЧТИ ИжГТУ.
Под конкурентоспособностью услуг предприятия понимается система качественных и стоимостных характеристик услуги, обеспечивающих ее преимущество на рынке перед услугами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности. В данном случае явными конкурентами ЧТИ ИжГТУ являются ЧФ ПГТУ и ЧГИФК. Все эти учреждения высшего профессионального образования имеют общую главную особенность – гарантированную выдачу диплома государственного образца, который ценится и признается в городе и регионе. Однако ЧГИФК ориентировано на подготовку педагогических и научных кадров для работы в области физической культуры, в отличие от технических университетов – ИжГТУ и ЧФ ПГТУ. Чтобы оценить конкурентоспособность ЧТИ ИжГТУ, необходимо проанализировать их конкурентные преимущества. Данный анализ представлен в табл. 2.2.
Таблица 2.2 – Сравнительная таблица конкурентоспособности ЧТИ ИжГТУ на период 2004–2008 гг.
|  
 Параметр  |   
 Наименование высшего учебного заведения  |   
 Оценка конкурентных параметров  |  ||
|  
 ЧТИ ИжГТУ  |   
 ЧФ ПГТУ  |   
 ЧГИФК  |  ||
|  
 1. Стоимость обучения  |   
 Очная – 35 тыс. Заочная – 22 тыс. Очно-заочная – 20 тыс.  |   
 Очная: на гуманитарные специальности – 35 тыс.; На технические – 45 тыс.; Заочная – на гуманитарные спец.-25 тыс.; На технические -35 тыс.; Очно-заочная – 22 тыс.  |   
 Очная – 35 тыс.; Заочная – 25 тыс.  |   
 Стоимость обучения в ЧФ ПГТУ самое дорогое на все формы обучения. Кроме того, наблюдается различие с ценах на гуманитарные и технические специальности. Конкурентные преимущества у ЧТИ ИжГТУ.  |  
|  
 2. Наличие бюджетных мест  |   
 Бюджетные места есть на все специальности кроме «Бухгалтерский учет, анализ аудит».  |   
 Бюджетные места на все специальности.  |   
 Бюджетные места на все монопольные специальности.  |   
 По наличию бюджетных мест ЧФ ПГТУ выигрывает.  |  
|  
 3. Местонахождение ВУЗа  |   
 Расположен на окраине города (на Заре)  |   
 В центре города  |   
 В центре города  |   
 Самое проигрышное местоположения института у ЧТИ ИжГТУ. У студентов может вызвать некоторое неудобство в проезде.  |  
|  
 4. Формы обучения  |   
 Очная, заочная, очно-заочная  |   
 Очная, заочная, очно-заочная.  |   
 Очная, заочная.  |   
 Все три института предлагают одинаковые формы обучения, но в ЧФ ПГТУ студенты после 2 курса переводятся в г. Пермь для обучения на очной форме.  |  
|  
 5. Монопольные специальности  |   
 БУАиА – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; АиАХ – «Автомобили и автомобильное хозяйство».  |   
 ЭУП – «Экономика и управление на предприятии»; ГМУ – «Государственное и муниципальное управление»; ЭС – «Электроснабжение»;  |   
 ФКиС – «Физическая культура и спорт»; АФК – «Адаптивная физическая культура»; БЖД – «Безопасность жизнедеятельности».  |   
 Каждый институт имеет монопольные специальности. Но если в ЧФ ПГТУ и ЧТИ ИжГТУ специальность «Менеджмент организации» не предполагает конкретная направленности, то ЧГИФК готовит менеджеров в сфере туризма.  |  
Исходя из параметров каждого института, прямым конкурентом ЧТИ ИжГТУ остается в первую очередь ЧФ ПГТУ. По силе конкурентных преимуществ ЧТИ ИжГТУ не превосходит своих конкурентов.
Таким образом, на основании краткого анализа основных аспектов деятельности ЧТИ ИжГТУ можно сделать следующие выводы:
– основное направление деятельности ЧТИ ИжГТУ – это предоставление образовательных услуг в различных формах обучения: очная, заочная, очно-заочная.
– весь контингент подразделяется на 5 специальностей;
– в 2005–2006 годы базисный темп прироста студентов (за базу принят 2004 год) в 2005 году составил 9,4%, а в 2006 году – 1,1%, но по сравнению с 2007 и 2008 годом наблюдается тенденция уменьшения числа студентов;