рефераты по менеджменту

Антикризисное управление

Страница
7

В литературных источниках последних лет отмечается, что весьма эффек­тивным является участие предприятия в рациональном разделении труда, в част­ности субподрядным способом производства на основе договорных отношений по отдельным изделиям или комплектующим на мелких и средних фирмах, а также создание так называемых рисковых предприятий, способных быстрее внедрять и отрабатывать новые технологии, реагировать на изменения требований рынка.

Эффективной хозяйственной деятельности в значительной степени способ­ствует обоснованная система маркетинговых мероприятий и методов стратегиче­ского планирования, учитывающих рыночную ситуацию и активно влияющих на нее. С этим тесно связаны реализация функций и задач финансового менедж­мента, опыт коммерческой работы, знание правовых вопросов. Нередко вследст­вие некорректного финансового планирования, прогнозирования сроков и объе­мов поступления доходов и осуществления платежей, предприятие оказывается неплатежеспособным.

Для российских предприятий представляется весьма сложным выделить приоритетность всех отмеченных факторов. И все-таки в настоящее время, даже с учетом низкой деловой активности, на финансовое состояние предприятий в большей степени воздействуют внешние факторы (в отличие от западных фирм, где на них приходится 1/3). Из них главный фактор - политическая, экономиче­ская и финансовая нестабильность, вызывает неуверенность предпринимателей в успешности (и даже, по-видимому, возможности) деятельности, отражается на всех составляющих организации производства, материально-технического обес­печения, сбыта продукции.

К этой приоритетной группе факторов следует, разумеется, отнести и высо­кие темпы инфляции в России. Несмотря на некоторое замедление ее темпов в по­следнее время, постоянные инфляционные ожидания отнюдь не способствуют реализации предприятиями своих стратегических целей. Сопряженные с недоста­точно гибкой, а зачастую попросту разорительной, особенно для диверсифици­рующихся предприятий, налоговой системой государства, кредитной политикой, высокие для конечного потребителя цены стимулируют не расширение производ­ства, а его сокращение. Высокие цены, назначаемые предприятиями на свою про­дукцию, зачастую имеют причиной не столько необоснованную ценовую полити­ку этих предприятий, сколько внешние ценообразующие факторы. А это ведет в свою очередь к падению конкурентоспособности товаров и снижению по­треби­тельского спроса.

Последствия негативного воздействия тех или иных факторов можно пред­видеть, а значит своевременно принять соответствующие меры к их устранению или ослаблению, если постоянно отслеживать признаки возможного ухудшения финансового состояния предприятия. Эти признаки, разумеется, не имеют абсо­лютной силы и должны рассматриваться в совокупности с другими показателями хозяйственной деятельности. Они являются поводом к тщательному исследова­нию финансового состояния как со стороны руководителей и акционеров, так и заказчиков и кредиторов. Источником информации для подобной диагностики может служить официальная бухгалтерская отчетность, особенно если ее сопоста­вить с данными за несколько отчетных периодов.

Одним из явных настораживающих признаков ухудшения финансовой со­стоятельности могут быть изменения в статьях баланса как со стороны пассива, так и актива, увеличение или уменьшение балансовых сумм, вообще резкие изме­нения в структуре баланса.

Например, безусловно отрицательным признаком является уменьшение де­нежных средств на расчетных счетах предприятия. Однако и резкое увеличение денежных средств также свидетельствует о неблагоприятных тенденциях, так как может указывать на неэффективную инвестиционную программу предприятия.

Тревожным признаком является повышение относительной доли дебитор­ской задолженности в активах предприятия, т. е. долгов покупателей, увеличение сроков этой задолженности. Это означает, что либо предприятие проводит нера­зумную политику коммерческого кредита по отношению к своим заказчикам, либо сами заказчики неплатежеспособны. Разумеется, можно предположить, что рост задолженности потребителей продукции является результатом новой марке­тинговой стратегии предприятия и обеспечит в будущем дополнительные доходы. Однако, следует иметь в виду, что и обратная тенденция отражает негативные моменты взаимодействия предприятия со своими потребителями. Дебиторская задолженность может резко упасть по причинам резкого вынужденного сокраще­ния продаж в кредит или ускоренного расчета потребителей со своими долгами, чтобы выйти из дела. За внешними изменениями статей дебиторской задолженно­сти может скрываться неблагоприятная концентрация продаж на слишком малом числе покупателей, банкротство заказчиков или сокращение рынка, вынуждаю­щие предприятие идти на все большие уступки своим потребителям и т. д.

Для оценки тенденций симптоматичным признаком являются данные о за­пасах сырья и материалов, готовой продукции, связывании средств в незавершен­ном производстве. И в этом случае обращает на себя внимание не только резкое увеличение запасов, которое нередко означает затоваривание, но и резкое их сни­жение, свидетельствующее, как правило, о сбоях, неритмичности и неравномер­ности производства и снабжения, имеющие следствием невыполнение обяза­тельств по взаимным поставкам.

Наиболее контролируемым параметром платежеспособности являются тен­денции в изменении показателей ликвидности предприятия, т. е. способности вы­полнить все свои текущие обязательства. Поводом для дополнительного, более углубленного анализа и оперативного принятия соответствующих антикризисных мер должно быть не только снижение показателей ликвидности, но и их резкое повышение.

Со стороны пассива баланса симптомами неплатежеспособности могут быть увеличение задолженности предприятия своим поставщикам и кредиторам, явная замена дебиторской задолженности кредиторской. Более подробный анализ мо­жет выявить неблагоприятное изменение кредитной политики по отношению к предприятию со стороны отдельных кредиторов и поставщиков. Разумеется, тре­вожным признаком должно быть увеличение задолженности работающим по вы­платам заработной платы, акционерам, финансовым органам.

Статьи отчетов о финансовых результатах и их использовании также явля­ются носителями предупредительных сигналов. В первую очередь здесь обра­щают внимание на резкие изменения в ту или иную сторону объема продаж. Так, резкий их рост может быть следствием не только новой маркетинговой стратегии, но и увеличения объема долговых обязательств, уменьшения имеющихся в распо­ряжении денежных средств. Безусловно, настораживающим признаком грядущего кризиса может быть увеличение накладных расходов и снижение прибыли, осо­бенно, если их изменения сопоставить с изменениями объема продаж.

Основные черты экономического механизма возникновения кризисного состояния производственной системы

Одним из важнейших принципов стратегии антикризисного управления яв­ляется постоянный мониторинг внешней и внутренней среды фирмы с целью ран­него обнаружения надвигающейся угрозы кризиса. Антикризисное управление фирмой начинается с момента выбора ее миссии, т. е. с ответа на вопрос: “Что де­лать?” На всех последующих этапах развития фирмы внимание ее руководства должно быть сосредоточено на своевременном “улавливании” сигналов, свиде­тельствующих о возможном ухудшении положения фирмы, ее конкурентного ста­туса. Для этого необходимо построить систему, позволяющую сочетать количест­венный и качественный анализ “сигналов” об угрозе приближения кризисного со­стояния, т. е. существенного снижения конкурентного статуса фирмы. В качестве основы такой системы может быть принят анализ возможностей, ресурсов и рис­ков, так называемый SWOT-анализ (Strength - сила; Weakness - слабость; Opportu­nity - возможности; Threat - угрозы).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту