рефераты по менеджменту

Антикризисное управление

Страница
6

Таким образом, процесс, первым признаком которого является относитель­ное снижение прибыльности (и именно относительным, так как один из критериев прибыльности - “стоимость капитала” - зависит от изменения рыночных цен, кре­дитных ресурсов, процентных ставок и др.), может привести предприятие к бан­кротству.

Падение прибыльности предприятия до уровня ниже стоимости его капита­ла следует рассматривать как следствие проявления ряда факторов.

Исходя из сложившейся концепции теории экономического анализа, пред­ставляется возможным разделить всю совокупность факторов платежеспособно­сти на две группы:

- внутренние

- внешние.

Банкротство предприятия и является результатом одновременного совмест­ного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля “вклада” кото­рых может был” различной. Так, по имеющимся оценкам, в развитых странах с устойчивой политической и экономической системой к банкротству на 1/3 прича­стны внешние факторы и на 2/3 - внутренние. Внешние факторы могут быть меж­дународными и национального характера.

Международные факторы складываются под влиянием причин общеэко­но­мического характера (экономическая цикличность развития ведущих стран, со­стояние мировой финансовой системы, характеризующееся политикой междуна­родных банков), стабильности международной торговли, зависящей в свою оче­редь от заключенных межправительственных договоров и соглашений (о созда­нии зон свободного предпринимательства, приграничной торговли, таможенных тарифах и пошлинах), международной конкуренции (увеличение доли рынка фирм-конкурентов за счет более высоких технологий или более дешевого труда).

К национальным факторам, оказывающим достаточно ощутимое влияние на финансовую состоятельность каждого хозяйствующего субъекта, могут быть при­числены причины политического, экономико-демографического, психографи­че­ского (культурного) и научно-технического характера.

Так, политическая стабильность и направленность внутренней политики го­сударства, реализуемые через право, выражаются в отношении к предпринима­тельской деятельности и принципах государственного регулирования экономики (запретительный или стимулирующий характер) к формам собственности (ее при­ватизация или национализация, принципах земельной политики), мерам по защи­те прав потребителей и предпринимателей (защита конкуренции, ограничение монополизма и т. д.). Все это аккумулируется в законодательных нормах, актах, которые и определяют деятельность предприятий.

Экономико-демографические факторы характеризуются размером и струк­турой потребностей, а при известных экономических предпосылках - платежеспо­собным спросом населения. К ним же можно отнести: уровень его доходов и на­коплений, т. е. покупательную способность, уровень цен, возможность получения кредита, существенно влияющих на предпринимательскую активность, фазу эко­номического цикла, в которой находится национальная экономика. Падение спроса, например, характерное для соответствующей фазы экономического разви­тия, приводит к обострению конкуренции, разорению или поглощению обанкро­тившегося предприятия.

Факторы психографического характера проявляются в привычках и нормах потребления, предпочтении к одним товарам и в отрицательном отношении к другим.

Уровень развития науки и техники определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии про­изводства, производимые предприятием в целях обеспечения конкурентных пре­имуществ, требуют, как правило, значительных капитальных вложений и могут в течение какого-то достаточно продолжительного периода отрицательно отразить­ся на прибыльности предприятия, в том числе и вследствие неудач при внедрении новой технологии. Может негативно сказаться на прибыльности и уменьшение объема продаж продукции предприятия вследствие появления на рынке по более низким ценам товаров других фирм, в производстве которых используется более прогрессивная технология, обеспечивающая меньшие производственные из­держки.

Однако наиболее сильным внешним фактором банкротства являются так на­зываемые технологические разрывы - крупные научно-технические сдвиги (эво­люции), при которых по оценкам специалистов в семи случаях из десяти прежние предприятия, лидеры в своей области на определенном рынке, становят­ся от­стающими.

Не менее многочисленны и внутренние (эндогенные) факторы, определяю­щие развитие предприятия и являющиеся результатом его деятельности. В самом общем виде их можно сгруппировать по пяти основным группам:

— конкурентная среда и позиция предприятия;

— принципы деятельности;

— ресурсы и их использование;

— применяемые маркетинговые стратегии и политики;

— качество и уровень финансового менеджмента.

Эти группы в свою очередь включают, по-видимому, десятки, если не сотни конкретных, действующих на каждом предприятии избирательно, факторов. Если рассматривать их в некотором агрегированном виде, то следует отметить прежде всего, что в исследованиях наблюдаются два вида реакции предприятия на его кризисное или предкризисное состояние с соответствующими особыми наборами антикризисных мероприятий по различным тактикам. Так, “защитная” тактика предусматривает резкое сокращение всех видов расходов, закрытие и распродажу подразделений, оборудования, сокращение определенных частей рыночных сег­ментов и сбыта продукции, распродажу продукции по сниженным ценам.

“Наступательная” тактика во время спада, напротив, предполагает активные действия, связанные, например, с такими мероприятиями, как модернизация обо­рудования, внедрение новых технологий, повышение (снижение) цен, поиск но­вых рынков сбыта, реализация прогрессивной стратегической концепции марке­тинга.

Девяносто процентов различных неудач малых американских фирм связы­вают с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства и его несоот­ветствием изменившимся объективным условиям, злоупотреблениями, что ведет в целом к неэффективному управлению, к принятию ошибочных решений, невоз­можности приспособления к рыночным условиям.

Представляется, что неудачи предприятий - объектов данных исследований - также, несомненно, связаны с влиянием перечисленных факторов.

Другим важным фактором возможной неудачи предприятия являются чрез­мерные издержки производства продукции из-за значительной доли непроизводи­тельных затрат. Пути сокращения их достаточно подробно исследованы в эконо­мической литературе и известны практикам: сокращение устаревших и излишних производственных мощностей, удешевление технологических процессов, их ин­тенсификация, устранение брака, потерь от нерационального использования ра­бочего времени, сокращение управленческих расходов за счет рационализации организационной и производственной структур, продажа и ликвидация убыточ­ных производств, освоение производства высокорентабельной продукции и др. С этими мероприятиями зачастую связывают и повышение конкурентоспособности продукции предприятия. Однако здесь необходимо учиты­вать и конъюнктурные процессы, происходящие на рынке (колебания цен, валют­ных курсов).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту