рефераты по менеджменту

Управление рисками на уровне предприятия

Страница
7

2) Краткосрочные пассивы: заёмные средства. (П2)

3) Долгосрочные пассивы: долгосрочные заёмные средства и обязательства; доходы будущих периодов. (П3)

4) Постоянные или устойчивые пассивы: итоги по разделу "Капитал и резервы". (П4)

Для оценки риска платёжеспособности предприятия необходимо сопоставить приведённые средства по активу и пассиву, чтобы установить тип состояния ликвидности баланса.

Тип состояния ликвидности баланса, выявляется на основе балансовых моделей:

Абсолютная (оптимальная) ликвидность: А1≥П1, А2≥П2, А3 ≥П3, А4≤П4.

Нормальная (допустимая) ликвидность: А1<П1, А2≥П2, А3≥П3, А4≤П4.

Нарушенная (недостаточная) ликвидность:А1<П1, А2<П2, А3≥П3, А4≤П4.

Недопустимая ликвидность (кризис): А1<П1, А2<П2, А3<П3, А4≤П4.

Группа быстрореализуемых активов по степени риска относится к группе малого риска, но при этом не исключена возможность потери их стоимости или нарушения контрактов. Выполнение четвёртого неравенства (трудно реализуемые активы < постоянные пассивы) является одним из условий финансовой устойчивости предприятия, когда труднореализуемые активы должны быть покрыты постоянными пассивами и не превышать их.

1.3. Оценка риска потери финансовой устойчивости предприятия

Финансовая устойчивость характеризует стабильность финансового положения предприятия, обеспечиваемого высокой долей собственного капитала в общей сумме используемых финансовых средств. Тем самым финансовая устойчивость даёт возможность оценить уровень риска деятельности предприятия с позиций сбалансированности или превышения доходов над расходами.

Риск потери предприятием финансовой устойчивости характеризует нарушение соответствия между возможностями источников финансирования и требуемыми материальными оборотными активами для ведения предпринимательской деятельности.

1. Методика оценки риска с помощью абсолютных показателей включает в себя несколько этапов:

1) Определение суммарной величины требуемых запасов и затрат, входящих в состав материальных активов.

2) Определение возможностей источников формирования требуемых запасов и затрат, в частности:

Собственных оборотных средств (СОС), учитывающих: собственный капитал и резервы, внеоборотные активы, непокрытые убытки прошлых лет и отчётного года.

Собственных и долгосрочных заёмных средств (СДИ), в составе которых – дополнительные долгосрочные обязательства, включающие кредиты банков и займы.

Общей величины основных источников формирования запасов и затрат (ОВИ), учитывающих: собственные и долгосрочные заёмные источники, краткосрочные кредиты и займы.

3) Расчёт показателей обеспеченности запасов и затрат источниками формирования, характеризующих излишек или недостаток СОС, СДИ, ОВИ, а также формирование трёхкомпонентного вектора, характеризующего тип финансовой ситуации.

S(Ф) = {S (±Ф СОС); S (±Ф СДИ); S (±Ф ОВИ)}

Где каждая компонента равна: 1, если Ф > 0

0, если Ф < 0

2. Методика оценки риска с помощью относительных показателей оценки риска имеют достаточно обширную область применения и имеют несколько подходов к оценке риска:

- Непосредственно на основе специально разработанных конструкций, ориентированных на последствия рискового события.

- Опосредованно на основе использования финансовых показателей в виде коэффициентов, характеризующих ликвидность (платёжеспособность), структуру капитала, деловую активность и рентабельность предприятия.

Оценка риска потери платёжеспособности предприятия осуществляется на основе финансовых показателей в виде коэффициентов платёжеспособности, составной частью которых являются коэффициенты ликвидности.

Управление рисками в деятельности предприятия

Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы предприятия, ухудшая его финансовое положение, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и другие аспекты.

Из всего вышеперечисленного видна актуальность и необходимость наличия на предприятии эффективной системы управления риском. Эта система позволит, управляя рисками и снижая их влияние до минимального уровня, не допустить дальнейшее углубление кризиса большинства сфер деятельности и, в конечном итоге – стабилизировать положение.

Управление рисками включает в себя следующие фазы:

- Выбор стратегии и тактики управления риском;

- Определение средств, приёмов и методов управления риском;

- Разработку программы по снижению степени риска.

При управлении рисками необходимо использовать внутренние и внешние механизмы их нейтрализации. Основными объектами для внутренних механизмов нейтрализации рисков являются, как правило, все виды допустимых рисков, значительная часть рисков критической группы, а также не страхуемые катастрофические риски. Преимущество использования таких механизмов – высокая степень альтернативности принимаемых управленческих решений, не зависящих от других субъектов предпринимательства.

Внешние механизмы нейтрализации рисков предусматривают различные виды страхования, представляющие по существу передачу определённых рисков, которыми очень сложно (если вообще возможно) управлять, от страховщика к страхователю. Как правило, эти виды связанны с действием внешних факторов риска, а вероятности их известны с высокой степенью точности.

Механизмы нейтрализации рисков включают в свой арсенал средства разрешения риска, приёмы и методы снижения уровня риска. Средства разрешения риска достаточно распространены в предпринимательской деятельности. Ими пользуются те предприниматели, которые предпочитают действовать наверняка, отказываясь от рискованных проектов, перенося риск на какое-нибудь третье лицо.

Основой разрешения рисков являются качественные подходы к управлению рисками:

- избежание риска, т. е. уклонение от мероприятия, связанного с риском;

- удержание риска – оставление риска за субъектом предпринимательской деятельности, его ответственности;

- передача риска кому-то другому, например, страховой компании;

- поиск гарантов, которые заинтересованы в уникальных услугах.

Основными мерами передачи риска партнёрам, для организации являются:

1. Передача рисков путём заключения договора факторинга. Факторинг – это продажа дебиторской задолженности по сниженной цене специализированной компании-фактору с целью получения денежных средств. Предметом деятельности является кредитный риск предприятия, который в преимущественной его доле передаётся коммерческому банку или факторинговой компании. Это позволяет предприятию в существенной степени нейтрализовать негативные финансовые последствия кредитного риска и получить оборотный капитал.

2. Передача риска путём заключения договора поручительства. В силу договора поручитель обязывается перед кредитором третьего лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично. При неисполнении должником своего обязательства, поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно. Предприятие использует поручительства для привлечения заёмного капитала и при этом несёт ответственность перед поручителем за чёткое исполнение договора поручительства. Для данного средства риск – возможность невозврата кредита выданного фирме. Кредитор путём требования договора поручительства передаёт риск невозврата кредита и связанные с ним потери поручителю, и поручитель приобретает этот риск.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту