рефераты по менеджменту

Совершенствование организации системы профилактики социальной напряженности как фактора дестабилизации муниципальной среды управления

Страница
21

Ssd2 = 1 - pi = 1 – 0,76 = 0,24

pi = 0 p(x0) + 0,05 p(x1) + 0,2 p(x2) + 0,5 p(x3) + 1,0 p(x4) = 1,0x176/300 + 0,5x87/300 + 0,2x23/300 + 0,15x3/300 = 0,76

Эмпирические значения показателя:

Ssd2= 1 - 0,76 = 0,24

Индекс социальной разобщенности не требует «взвешивания», поскольку респондент в обоих случаях оценивает состояние других людей. Рассчитывается индекс как среднее арифметическое от суммы двух показателей:

Isd = (Ssd1 + Ssd2) / 2 = (- 0,02 = 0,24)x12=0,11

Расчет индекса поведенческой готовности к участию в акциях протеста

Поведенческая готовность - готовность к акциям протеста, к действиям, направленным на изменение существующей структуры отношений, в предельном случае – на изменение существующего политического строя или конкретных институтов власти – поведенческий компонент скрытой социальной напряженности. Собственно поведенческий компонент напряжённости сочетается здесь с политическим аспектом. Это параметры, оценивающие уровень актуальной напряжённости.

В качестве эмпирических индикаторов готовности предлагаются уже рассмотренные выше (1) степень готовности респондентов к участию в акциях протеста, забастовках, митингах; (2) опыт участия респондентов в соответствующих акциях. Индикаторы строятся по упорядоченным шкалам и обобщённый показатель получается с помощью процедуры взвешенного суммирования (опыт участия в акциях имеет, естественно, большее значение в прогнозе вероятности будущего участия респондента в аналогичных акциях в наших исследованиях эмпирическая вероятность приближается к 1,0, – нежели его потенциальная готовность к соответствующим действиям; поэтому относительные веса индикаторов находятся в пропорции 2 : 1).

Расчет показателя готовности к выступлениям уже приведен выше:

Sb = 0,37

Показатель опыта участия в акциях протеста также рассчитан:

Se = 0,12

Индекс поведенческой готовности:

Ibd = 2/3 Se + 1/3 Sb Ibd = 2/3x0,12 + 1/3x0,37 = 0,08+ 0,12 = 0,2

Расчет индекса политической активности

Активность в политической и социально-экономической сферах – ментальный компонент напряжённости, позволяющий оценить уровень потенциальной готовности к изменению существующего положения дел. По-видимому, этот параметр является наименее надёжным, т.к. повышение уровня политической активности граждан может служить в конечном счёте не росту, а купированию напряжённости в обществе, так сказать, «сбросу» деструктивной активности в формы, лояльные власти.

Индикаторами уровня политической активности служат (1) уровень политической активности сограждан по обобщённым оценкам респондентов, вопрос для его фиксации и методика расчета приведены выше в разделе 2; (2) оценка эффективности деятельности органов власти на местах; он фиксируется распределением ответов на вопрос: «Как бы Вы оценили эффективность деятельности администрации нашего города? (0 – нулевая, 1- минимальная, 2- невысокая, 3 - средняя, 4 – выше средней, 5 – весьма высокая, 6 – максимальная в данных условиях эффективность)». Обе шкалы аддитивны и обобщённый показатель активности вычисляется как простое арифметическое среднее двух наблюдаемых распределений. Расчет показателя политической активности уже приведен, его значения: Sa = 0,41 Расчет показателя эффективности власти строится так же, как показателя активности, и основан на преобразовании линейной шкалы в нелинейную как на рис. 1. Эмпирические значения показателя:

Sef = 0 p(x0)+0,1 p(x1)+0,3 p(x2)+0,5 p(x3)+0,7 p(x4)+0,9 p(x5)+1,0 p(x6) = 0x16/300 + 0,1x14/300 + 0,3x33/300 + 0,5x118/300 + 0,7x70/300 + 0,9x34/300 + 1,0x 10/300 = 0,005 +0,033+ 0,2 + 0,16 + 0,1+ 0,03 = 0,53

Индекс политической активности:

Ipa = (Sa + Sef) / 2 = (0,302+0,313) / 2 = 0,308

Программа социологического исследования социальной напряженности в г. Нижнекамске

Формулировка и обоснование проблемы исследования. К числу фундаментальных вопросов всегда волновавших общество, относятся вопросы, связанные с проблемами неравенства, противоречий, конфликтности, напряжённости.

Одной из основных характеристик общественных отношений России во второй половине 90-х годов прошлого тысячелетия стала социальная напряженность. В условиях системного кризиса, затронувшего не только все сферы общественной жизни, но и духовные, мотивационные ресурсы личностного самовыражения, особую актуальность приобретает проблематика исследования генезиса, детерминант, типологии и проявлений социальной напряженности как ключевого феномена индивидуального и общественного бытия. В то же время социальная напряженность становится синонимом таких негативных явлений, как межнациональные коллизии, забастовки, конфронтация политических движений, партий и т.д.

Однако не следует рассматривать это явление только в негативном аспекте, так как существует множество примеров положительного влияния напряжения на различные сферы жизнедеятельности людей. Это и массовый энтузиазм молодежных строек, и радостный подъем праздничных демонстраций и тому подобное, что можно было наблюдать в нашем недавнем прошлом.

Наличие в общественной жизни позитивных и негативных проявлений социального напряжения свидетельствует о том, что это неоднозначное и разностороннее явление, которое выполняет двоякую роль:

– деструктивную (разрушительным образом влияет на государство, экономику, власть и личность);

– конструктивную (мобилизует на преодоление трудностей, фрустраций).

При этом автор придерживается точки зрения В.И. Митрохина, который считает, что напряженность «естественна человеческой природе и конструктивна по своей сущности», другими словами, социальная напряженность является необходимым условием жизнедеятельности общества, служит тем двигателем, посредством которого оно добивается поставленных целей [12].

Понятие «социальная напряженность» широко используется в исследованиях, связанных с анализом состояния процессов социального развития, не выходя, как правило, за рамки обыденного сознания, фиксируя субъективные оценки состояния общества.

Задачей социального управления по отношению к социальной напряженности оказывается не ее ликвидация, а оптимизация, фиксация и поддержание в таких границах, в которых она будет работать на сохранение целостности и воспроизводства системы, а не на ее деструкцию. Более того, если рассматривать социальное развитие как переход общества из одного состояния в другое, сохраняющее некоторую себетождественность, то напряженность оказывается необходимым моментом существования целостности социальной системы.

Муниципальное образование, как часть социальной системы, представляют собой открытую, подвижную систему, эффективность жизнедеятельности которой во многом зависит от внешних факторов. В качестве субъективного жизнеобеспечивающего фактора муниципального образования можно рассматривать социальную напряженность, детерминирующую социальную, гражданскую, инновационную и другие виды активности населения.

Для каждого муниципального образования существует целый ряд общих факторов, влияющих на уровень социальной напряженности: российских и региональных, но в каждом муниципальном образовании своя специфика. Поэтому целесообразно выявить уровень социальной напряженности, рассмотреть, какие факторы влияют на социальную напряженность в монопромышленном городе Нижнекамске и какая зависимость прослеживается в этом процессе от качества и уровня работы администрации города.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту