рефераты по менеджменту

Правовое положение профсоюзов в сфере труда

Страница
1

Введение

Темой данной курсовой работы является правовое положение профсоюзов в сфере труда. Эта тема выбрана не случайно. Сегодня, как и ранее неизменно актуальной проблемой при осуществлении права на труд является защита этого права от посягательств со стороны работодателя, выраженного в различных формах, начиная от мизерного размера оплаты труда, заканчивая несвоевременной ее выплаты, социальной незащищенности и так далее.

В советский период защиту и социальную поддержку работника брала на себя профсоюзная организация. Нельзя не согласиться с тем, что эта защита и поддержка была эффективна.

Какова же ситуация в настоящее время в нашей стране?

На этот вопрос предстоит ответить, проведя исследования в рамках данной курсовой работы.

Для того, чтобы дать более объективную оценку сложившейся ситуации, необходимо главным образом исследовать в первую очередь правовой статус профсоюзов в сфере труда, а именно их права, обязанности, полномочия, а также роль в сфере социального партнерства. А также необходимо оценить действительное участие профсоюзов в реализации своих прав и обязанностей и попытаться сделать из этого соответствующие выводы о необходимости в создании профессиональных союзов.

Как следует из названия темы, исследования будут проводиться не только в изучении понятия профессиональных союзов и правосубъектности, исследовании нормативно-правовых актов, которые непосредственно касаются профсоюзов, а именно: Конституции, Трудовом кодексе, законе «о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», но и в документах отражающих нормативную деятельность профсоюзов и материалах, показывающих результаты участия профсоюзов в трудовой сфере.

1. Правовое положение профсоюзов в сфере труда

Понятие и правосубъектность

Под профессиональным союзом понимается – добровольное общественное объединение граждан, связанными общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов[1].

В соответствии со ст. 30 Конституции каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов[2]. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Из чего следует, что конституция предоставляет не только право на создание профсоюзов, но и гарантирует свободу их деятельности в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Таким образом выделяется и правосубъектность профсоюзов.

Отмечается, что в связи с введением в действие 1 февраля 2002 года Трудового кодекса Российской Федерации, в котором профсоюзам посвящены около 35 статей, положения Федерального Закона от 12 января 1996года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» следует применять в соответствии с новейшим законодательством. Статья 2 указанного закона дает легальное понятие профсоюзам, а предметом регулирования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее - профсоюзы).

Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Как отмечается в научной литературе содержание правосубъектности любого профессионального союза составляет: а) способность профсоюзов выявлять, фиксировать и представлять во взаимоотношения с внешними субъектами интересы своих членов; б) способность профсоюзов защищать указанные интересы; в) работодательскую правосубъектность; г) имущественную правосубъектность; д) деликтоспособность[3].

К субъектному составу отношений с участием профессионального союза выделяют: а) отношения, возникшие между профсоюзной организацией и работниками – членами профсоюза; б) отношения с работодателями и их объединениями (как в внешнем рынке труда так и на внутреннем, т.е. в сфере управления трудом); в) отношения с государством и органами местного самоуправления; г) трехсторонние отношения с участием профсоюзов, работодателей и государства; д) отношения с работниками, не являющимися членами профсоюза; е) отношения с другими представительными органами работников[4].

В данном случае рассмотрим более подробно взаимоотношения, регулируемые в трудовом законодательстве.

В соответствии со ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях, а также по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда).

Кроме того, статья 2 кодекса гласит, что исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

Статья 22 обязывает работодателя рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям.

Статья 29 наделяет представителями работников в социальном партнерстве: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом[5].

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту