рефераты по менеджменту

Организация рабочего времени, как фактор снижения стресса

Страница
1

Введение

Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причин тому множество: жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т. д.

По представлениям современных ученых стресс - это неспецифическая универсальная защитная реакция организма, сформировавшаяся у живых организмов как механизм выживания в условиях неблагоприятной окружающей среды. Профессиональный стресс – это многоплановый феномен, совокупность физиологических и психологических реакции субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию.

Психологическая специфика стресса зависит как от достаточно сильных внешних воздействий на человека, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации. Исходя из этого, и трудовая деятельность и конкретная производственная ситуация могут являться не только причиной, но и поводом для возникновения стрессового состояния человека. Истинные причины стресса часто скрываются в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений: в его мировоззрении, установках, стереотипах восприятия, потребностях, мотивах и целях.

Профилактикой стресса может быть правильная организация рабочего времени. Данное положение является целью работы.

Для реализации цели выделены следующие задачи:

1. Проанализировать стресс и организацию рабочего дня.

2. Рассмотреть правила организации рабочего времени.

Структура работы представлена ведением, двумя параграфами, заключением и списком литературы, что соответствует поставленным цели и задачам.

Стресс и организация рабочего процесса

Психосоциальные условия, предъявляемые в рабочем процессе: труд должен предполагать уважение жизненных норм и сохранение здоровья, предоставлять свободное время для отдыха и развлечения, позволять служить обществу (т.е. чувствовать свою необходимость для общества), также труд должен давать возможность получать удовлетворение от развития собственных возможностей. Для выполнения этих условий должен выполняться ряд требований:

1. Работа должна предъявлять к работнику более широкие требования, чем просто выносливость, и быть, как минимум, разнообразной.

2. Работник должен иметь возможность учиться на работе и продолжать свое образование.

3. Работа должна иметь определенный компонент принятия решений, которые бы исполнитель мог бы считать собственными.

4. На рабочем месте в определенной степени должны присутствовать социальная поддержка и признание.

5. Работник должен иметь возможность соотносить результаты своего труда с общественной жизнью.

6. Работник должен быть настроен на то, что его будущее зависит от результатов его труда.[1]

Стресс-факторы. Стресс возникает вследствие «несоответствия» человека окружающей обстановке – в силу объективных или субъективных факторов (либо их сочетания) на рабочем месте или где-то еще.[2] Наиболее важные ситуационные факторы, приводящие к дисгармонии:

1. Количественная перегрузка. Чрезмерный объем работы, дефицит времени и монотонный процесс (технология серийного производства и стандартизированная конторская работа).

2. Качественная перегрузка. Зауженное и одностороннее содержание рабочего процесса, однообразие стимулов, отсутствие требований к творчеству или необходимости принятия решений, низкие возможности в области социального взаимодействия (избыточная автоматизация, расширенное применение компьютеров)

3. Ролевые конфликты. Каждый человек исполняет одновременно несколько ролей (ребенок, родитель, супруг, друг и т.п.), и между этими ролями легко возникают конфликты, приводящие к стрессу.

4. Невозможность влиять на ситуацию. Кто-то другой решает, что, когда и как делать, например, в отношении темпов и методов работы.

5. Отсутствие социальной поддержки со стороны домашних, начальства или коллег по работе.

6. Физические стресс-факторы.

7. Реальные условия на рабочем месте и вне его, которые могут предполагать целый комплекс воздействия

На ухудшение здоровья человека могут влиять следующие факторы:

- интенсивность работы;

- давление фактора времени;

- изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты у рабочих;

- однообразная и монотонная работа;

- недостаточная двигательная активность;

- различные внешние воздействия.[3]

Эти же факторы влияют на развитие стресса, и как следствие – на составление предрасположенности к несчастным случаям.

Правила организации рабочего времени

Организационные принципы эффективного распорядка дня можно разделить на три группы: правила начала дня, основной его части и правила завершения рабочего дня. Работоспособность каждого менеджера находится в зависимости от целого ряда факторов. В них можно выделить следующие закономерности:

- к фазам высшей активности примыкают двухчасовые паузы, во время которых организм человека работает в «щадящем» режиме;

- пик работоспособности приходится на первую половину дня;

- после обеда, когда наступает известный спад продуктивности, нужно использовать этот период для социальных контактов и рутинной деятельности.

Рекомендуется также в соответствии с колебаниями работоспособности чередовать напряженную, ответственную деятельность с менее важной и ненапряженной.

Кроме того, следует учитывать естественные фазы биоритмов организма. Учение о биоритмах основано на том, что физические, психические и интеллектуальные состояния каждого человека подвержены циклическим колебаниям, т. е. существуют регулярные фазы активности и расслабления. В течение суток биоритмы каждые два часа (10-12 раз в день) замедляются: организм периодически отдыхает. Период бездействия (отдыха) - это смена рабочего режима, которая способствует нормальному функционированию организма. Если этого не учитывать, то перегрузки неизбежны.

Важным фактором успеха являются методы работы, которые определяются в первую очередь свойствами характера человека, его склонностями и привычками. Для того чтобы улучшить свои методы работы, надо, во-первых, уяснить сильные и слабые стороны своих методов работы, во-вторых, иметь стимул к упрочению сильных сторон и, в-третьих, стремиться преодолеть собственные недостатки.

Одной из важнейших предпосылок успешной работы является сосредоточение внимания на самом важном и существенном. Работу можно значительно улучшить, если все свои задачи сначала ставить под вопросы, которые помогут избежать ненужных дел в течение рабочего дня.

Другой функцией самоменеджмента является контроль за результатами, или самоконтроль, благодаря которому определяется, были ли выполнены запланированные дела, и вносятся в планы необходимые коррективы. Контроль выполняет три задачи:

- осмысление физического состояния. Что достигнуто к моменту осуществления контроля?

- сравнение запланированного с достигнутым. В какой степени достигнута поставленная цель?

- корректировку установленных отклонений.[4]

Время, продолжительность и регулярность контроля зависят от исполняемых задач и поставленной цели. Он подразделяется на контроль процесса и осуществляемой деятельности и контроль результатов (целевой контроль). Контроль результатов труда с точки зрения достижения цели должен производиться после выполнения задачи (конечный контроль), а при реализации крупных проектов — на промежуточных стадиях (промежуточный контроль). Необходимо осуществлять регулярный контроль своих годовых, месячных, недельных и дневных планов.

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту