рефераты по менеджменту

Кадровые проблемы в российской библиотечной системе

Страница
10

Многие библиотекари этого типа школ считают особенно важным выведение работы с учебниками из функционала библиотеки, чтобы высвободить время библиотекаря для работы по развитию информационной грамотности у детей, по работе библиотеки как информационного, социального и культурного центра школы. Тем более что работа по закупке, выдаче и отслеживанию использования учебников в замкнутом пространстве школы-интерната не требует особых профессиональных навыков, кроме точного знания учебного процесса. В идеале – применение новых информационных технологий (в том числе и в учебном процессе) должно развиваться именно на базе библиотеки, как и некоторые досуговые функции. Библиотекари видят эту часть работы органичной в своей библиотеке, но подчеркивают, что это возможно лишь при достаточном числе штатных единиц.

Библиотеки школ и интернатов для детей с ограниченными возможностями

Особая работа этих школ, какого бы вида они ни были, безусловно предъявляет другие требования и к библиотекам.

Информационное обеспечение учебного процесса требует от работников библиотеки не только знания репертуара нужных учебников, пособий и методической литературы, но и знания особенностей восприятия информации их подопечными. В таких школах библиотекарям часто нужно особым образом оформлять справочно-библиографический аппарат и фонд, чтобы дети справлялись с поиском литературы сами или при минимальной помощи взрослых.

Библиотекарям подобных школ необходимы знания основ психологии и дефектологии в сочетании с профессиональным библиотечным образованием.

Воспитательная работа и деятельность по привлечению к чтению играют очень важную роль в библиотеках этих школ, ибо больше всего дети нуждаются именно в индивидуальном подходе и учете их особенностей. Большой опыт по отслеживанию индивидуального читательского развития детей и разработке форм этой работы накоплен в школе-интернате для глухих детей г. Кирова Калужской области.

Библиотека как центр социализации детей с ограниченными возможностями. Такой видят роль библиотеки работники многих спецшкол, т.к. именно в неформальном общении вне уроков, при самостоятельной подготовке дети больше всего осваивают социальные навыки.[34]

Кадры для школьных библиотек – современное состояние

Официальные документы Минобразования РФ регламентируют количество и номинацию ставок в школьных библиотеках в зависимости от количества классов-комплектов в школе (от 0,5 ставки при менее 13 классов-комплектов до 2 ставок при более 32 классов). Эта система на практике чрезвычайно неудобна и создает множество проблем как работникам библиотек, так и руководителям школ. В небольших школах складывается ситуация, когда в зависимости от набора и выпуска данного года (12 или 14 классов в школе) ставка библиотекаря колеблется от 0,5 до целой. Во-первых, это нарушает трудовые права работника библиотеки, т.к. директор при потере библиотекарем 0,5 ставки не всегда может обеспечить его другой работой соответственно квалификации. Во-вторых, это лихорадит работу библиотеки, что, естественно, сказывается на ее качестве. Сокращение времени работы библиотеки для читателей нарушает их конституционное право на информационное обеспечение и беспрепятственный доступ к информации.

Опыт многих школ разных типов показал, что передовые директора, пользуясь правом варьирования штатного расписания, добиваются у себя в школах такого формирования штата библиотеки, который бы обеспечил ее качественную и бесперебойную работу. Однако это представляет для директоров большую сложность, т.к. они тоже сильно ограничены в своих действиях не только скупым финансированием, но и множеством неясных и противоречивых документов, которыми они должны руководствоваться.

Например, в перечне должностей работников образования нет ни должности библиотекаря, ни заведующего библиотекой. Эти, так же как другие библиотечные должности, есть лишь в перечне должностей работников культуры. Однако в этом, последнем перечне есть еще множество вариантов должностей (библиограф, ведущий библиотекарь, библиотекарь I, II категорий, главный библиотекарь, библиотекарь-методист), которые де-факто не признаются большинством планово-экономических органов образования, а значит, почти не используются при формировании штата библиотек общеобразовательных учреждений. Эта проблема невозможности введения других библиотечных должностей возникла еще и потому, что в официально не действующих, но фактически по-прежнему применяющихся на местах тарифно-квалификационных характеристиках (ТКХ) по должностям работников образования (отозваны приказом Минобразования РФ № 2797 от 28.09.2000), в список учебно-вспомогательного персонала включены лишь библиотекари, а в список административного персонала – заведующий библиотекой. Другие варианты должностей библиотечных работников ТКХ не предусмотрены, да и для этих не четко прописана схема присвоения разрядов и возможность аттестации.

Проблемы возникают еще и потому, что Минобразования РФ рекомендует при возникновении вопросов по штату библиотек руководствоваться документами Министерства культуры, разработанными для публичных библиотек. Очень часто на местах документы Минкультуры в расчет не принимаются, т.к. зарплату библиотекарям школ платит Минобразования. Таким образом, школьные библиотекари лишены прав и льгот системы Минкультуры, а также прав и льгот педагогических работников и, независимо от уровня квалификации и стажа работы по специальности, сведены к уровню технического персонала. Такое снижение статуса нарушает права работников, гарантированные Трудовым кодексом, т.к. в ТКХ работников образования и других документах, регламентирующих начисление зарплаты библиотечным работникам, к ним предъявлены требования по образованию и стажу работы не как к техническому персоналу.

ОПЫТ РЕШЕНИЯ КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМ

Многие передовые директора, понимая важность хорошей работы библиотеки в школе, пытаются решать проблемы количества работающих и оплаты труда библиотекарей.

Наиболее распространенные варианты.

1. Работник библиотеки тарифицируется как педагог дополнительного образования и ведет (или якобы ведет) какой-либо кружок, получая за это от 0,5 до 1 ставки педагога дополнительного образования, плюс – компенсация на методическую литературу. Этот не вполне легальный способ увеличения зарплаты без увеличения нагрузки чреват для директоров конфликтами при проведении проверок, а для библиотекарей – зависимостью от расположения директора.

2. Работники библиотеки совместно с администрацией проводят мониторинг рабочего времени, рассчитывают фактическую нагрузку библиотекарей, исходя из типовых норм времени на выполнение библиотечных работ, по официально прописанному в локальных актах школы функционалу работников школьной библиотеки. После чего тщательно просчитывают необходимое количество ставок, исходя из требований к библиотеке и по указанным выше расчетам, и закладывают в смету школы расходы на необходимый штат библиотеки. У директора есть право отстаивать свой вариант сметы. Кстати, существуют прецеденты выигранных директорами школ исков к органам, отказавшим в принятии сметы.[35]

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту