рефераты по менеджменту

Кадровые проблемы в российской библиотечной системе

Страница
12

Даже такой обязательный рабочий материал, как «Таблицы ББК для детских и школьных библиотек», имеют далеко не все школьные библиотеки. Есть регионы, где в свое время на эти «Таблицы» были целевым назначением выделены деньги из бюджета, и они есть в каждой школе. В других местах «Таблицы» имеют лишь методисты по учебным фондам и общественные председатели МО школьных библиотек. В некоторых сельских и поселковых школах библиотекари работают по трех-четырехстраничной схеме «Таблиц», переписанной от руки. Какова бы ни была квалификация библиотекаря и как бы его ни учили, невозможно в этих условиях ждать ведения грамотных каталогов и картотек, а уж тем более – подробной систематической росписи книг и периодики.

Пожелания. Необходима целевая программа обеспечения школьных библиотек рабочими материалами и методической литературой, с тем чтобы ее как обязательную имела в фонде каждая школьная библиотека. Важно, чтобы эта программа была централизованной, региональной или федеральной и книги ставились на баланс библиотеки, т.к. в случае покупки такой литературы на личные средства специальные книги «уходят» из библиотек вместе со сменой сотрудника. Содержание профессионального фонда для школьного библиотекаря – отдельная тема, не вошедшая в данный обзор.[38]

Заключение

Несмотря на развитую систему библиотечного образования в стране квалификация библиотечных кадров остается весьма низкой. Существующая практика повышения квалификации с выездом на курсы и семинары не обеспечивает реальной актуализации знаний. Наблюдается процесс старения наиболее квалифицированного профессионально подготовленного слоя библиотечных коллективов. Во многих случаях на место уходящих профессионалов приходят сотрудники с библиотечным стажем и опытом работы, но без библиотечного образования. Многие выпускники с дипломом профессионального библиотекаря покидают библиотеки через год-другой работы. Они не испытывают удовлетворенности: часто им приходится работать в подчинении у непрофессионалов, постоянно слышать упреки, связанные с их слабой подготовкой к практической работе. Недовольство администраторов уровнем подготовки выпускников библиотечных факультетов стало носить хронический характер.[39]

Оценка новых сотрудников библиотеки часто проводится на глаз, при этом в первую очередь положительные эмоции вызывают работники открытые, умеющие общаться, быстрые и решительные, готовые взять на себя ответственность за тот или иной участок. Да и почему бы не взять эту ответственность, если молодому историку или филологу, только что закончившему учебное заведение, библиотека представляется учреждением гораздо более примитивным, чем школа или научно-исследовательский институт? Уже одно то, что здесь, оказывается, профессиональные знания не ценятся особо и никаких материальных благ не дают, говорит о многом. Прибавим к этому распространенное в обществе мнение о библиотеках и библиотечной работе .

Для библиотечной деятельности сегодня характерны: технизация, технологизация, социальная направленность, интеллектуализация, открытость, повышенный культурный уровень специалиста. Все эти направления развития библиотечной действительности накладывают особые требования к профессиональным качествам библиотекаря, порождая в свою очередь неподготовленности основной массы библиотечных работников к новым реалиям.

В нынешних условиях уже не требует доказательств, что парадигма информационного обслуживания, базирующегося только на основе бумажных носителей, уже устарела, и ей на смену приходит другая, - основанная на электронном представлении самой разнообразной информации, тиражируемой в неограниченном количестве и мгновенно доступной через Internet независимо времени и местонахождения пользователя.

Усиление темпов создания информации, совершенствование средств ее хранения и передачи, изменение принципов взаимодействия людей в процессе обмена информацией привело к возникновению парадигмы информационной супермагистрали (ИСМ), подразумевающей органическое соединение двух составляющих - соответствующей телекоммуникационной инфраструктуры и информационных ресурсов (библиотеки, архивы, информационные центры).

Развитие ИСМ немыслимо без крупных библиотек - мощных традиционных центров хранения, создания и использования информационных ресурсов. Сегодня, однако, налицо противоречие между уровнем развития библиотек, информационными потребностями общества и существующими средствами обработки информации - библиотеки, к сожалению, в подавляющем большинстве по-прежнему остаются преимущественно хранилищами документов. Как правило, пользователь здесь может рассчитывать на получение не конкретной релевантной информации, а лишь документа, потенциально (и далеко не всегда) ее содержащего. Эффективный анализ содержащейся в документах информации, ее препарация и упаковка для конкретного пользователя - задача отнюдь не простая для библиотечного дела и решаемая лишь при условии активного использования прогрессивных ИТ и обеспечения сетевой интеграции информационных ресурсов. Таким образом, чтобы не оказаться без будущего, библиотека как социальный институт должна определить свои новые функции в интенсивно формирующемся ИО.

Итак, какой же должна быть библиотека будущего? На наш взгляд, таковой можно считать библиотеку, которая обеспечивает пользователям свободный доступ к информации независимо от их социоэкономического статуса и местонахождения; является органической частью национальной и мировой информационной системы и предоставляет благодаря этому возможность получения информации из любого источника, без временных, географических и иных ограничений; хорошо знает и эффективно отражает содержание имеющихся в своих фондах документов и помогает пользователю быстро получить как можно более конкретную информацию, для создания нового интеллектуального продукта; обеспечивает долгую жизнь документам особой культурной и исторической значимости не только средствами консервации, но и путем перевода их образов в электронную форму, позволяющую защитить их от слишком частого или недобросовестного использования и полнее реализовать их культурный потенциал, сделав доступными для нелимитированного числа пользователей; умело регулирует соотношение в своем фонде документов на традиционных и электронных носителях информации.

[1] Сударикова Е.П., Трапезникова Л.В. Подготовка библиотечных кадров в 21 веке. [Электронный ресурс] http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2001/tom/sec6/Doc3.HTML

[2] Мазурицкий А. М. Государственная политика развития библиотечного дела в Российской Федерации и подготовка библиотечных кадров [Электронный ресурс] www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2005/disk/

[3] Решение коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ «О государственной политике развития библиотечного дела в Российской Федерации» от 28 марта 2005 г. № 4 [Электронный ресурс] http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1114

[4] Сударикова Е.П., Трапезникова Л.В. Подготовка библиотечных кадров в 21 веке. [Электронный ресурс] http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2001/tom/sec6/Doc3.HTML

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту