Рассмотрим непосредственно мотивационную шкалу женского бизнеса [10]: Самореализация - 40%
Интерес - 35%
Материальная надежность, деньги - 30%
Забота о тех, кто рядом - 25%
Профессиональный рост - 20%
Самоутверждение - 15%
Ведущими мотивами у женщин являются мотивы самореализации и интереса. Это означает, что реализация себя в деле и возможность проверить собственные силы вместе с материальной заинтересованностью являются главными целями женского бизнеса в России. Скромную позицию в системе мотивов женщин-предпринимателей занимает мотив самоутверждения.
Материальный интерес всегда соперничает во внутренней структуре с личностными мотивами и если побеждает, то лишь при обострении страха за финансовое благополучие тех, кто рядом.
Женская мотивация в большей степени, нежели у мужчин, подвижна и меняется под влиянием определенных факторов: состояния фирмы, состава команды, финансового давления, самооценки, представления о степени реализации целей и т.п. Однако деньги, интерес и самореализация - повторяющиеся стимулы, которые стоят на первых местах и всегда взаимосвязаны [10].
На основе анализа женского предпринимательства можно выявить основные ценностные ориентиры для женщин. Они приведены в таблице 2 [6].
Из косвенных данных видно, что наиболее актуальной для женщин-предпринимателей является потребность в самореализации и активной деятельной жизни, которая и мотивирует приоритет работы в системе ценностей. Вероятно, предпринимателями становятся преимущественно те женщины, которые выбирают в качестве приоритетного над семьей и личной жизнью именно этот "путь" самореализации - работу, карьеру, бизнес.
Сверхзначимость работы для женщин-предпринимателей подтверждается также рядом косвенных показателей.
Таблица 2. Сравнительный рейтинг ведущих ценностей различных категорий населения (ранги)
|  
 Женщины-предприниматели  |   
 Женщины-госслужащие  |   
 Бизнесмены  |   
 Общая выборка (бизнесмены, безработные, госслужащие, военные, пенсионеры, студенты .)  |  
|  
 1-работа  |   
 1-здоровье  |   
 1-здоровье  |   
 1-здоровье  |  
|  
 2-семья  |   
 2-семья  |   
 2-свобода  |   
 2-семья  |  
|  
 3-активная жизнь  |   
 3-любовь  |   
 3-семья  |   
 3-материальная обеспеченность  |  
|  
 4-здоровье  |   
 4-уверенность в себе  |   
 4-работа  |   
 4-любовь  |  
|  
 5-любовь  |   
 5-материальная обеспеченность  |   
 5-любовь  |   
 5-свобода  |  
|  
 6.5-материальная обеспеченность и уверенность в себе  |   
 6-мудрость  |   
 6.5-мудрость и материальная обеспеченность  |   
 6-друзья  |  
|  
 7-друзья  |   
 7-работа  |  
Работа является наиболее значимой сферой их жизни (Таблица 3), более значимой, чем семья (2-е место). Высокий ранг имеет и самореализация (3-е место), возможности которой женщины-предприниматели видят преимущественно в бизнесе и саморазвитии. Эти три названные сферы сохраняют свои ранги и в ранжировании по распределению времени.
Таблица 3. Ранжирование сфер жизни женщинами-предпринимателями по степени значимости и распределению времени [13].
|  
 Ранжирование по значимости  |   
 Средние ранги  |   
 Ранг  |   
 Средние ранги  |   
 Ранжирование по распределению времени  |  
|  
 Работа  |   
 1.5  |   
 1  |   
 1.2  |   
 Работа  |  
|  
 Семья  |   
 2.5  |   
 2  |   
 2.8  |   
 Семья  |  
|  
 Самореализация  |   
 3.2  |   
 3  |   
 3.9  |   
 Самореализация  |  
|  
 Здоровье  |   
 4.1  |   
 4  |   
 4.9  |   
 Дом  |  
|  
 Внешность, друзья  |   
 5.5  |   
 5  |   
 5.1  |   
 Внешность  |  
|  
 Дом  |   
 6.1  |   
 6  |   
 5.4  |   
 Здоровье  |  
|  
 Досуг  |   
 6.8  |   
 7  |   
 5.7  |   
 Друзья  |  
92% опрошенных женщин добровольно или вынужденно подчиняют свои личные интересы работе. Характеристики, связанные с работой и организацией дела, имеют особую субъективную значимость в оценке женщинами-предпринимателями себя и в формировании идеального образа деловой женщины.
Таким образом, основную и регулирующую роль в ценностно-ориентационной сфере женщин-предпринимателей играет работа, которая мотивирована потребностью в самореализации и активной жизни. Выдвижение работы на ведущую позицию в системе ценностных ориентаций определяет специфику направленности личности женщин-предпринимателей. В отличие от мужчин-предпринимателей, не все женщины-предприниматели с готовностью признают за собой роль предпринимателя и делового человека, несмотря на то, что фактически ее выполняют: только 3% принимают ее безоговорочно; 36.4% - частично; 54.6% - в некоторой степени. Связано это, по их мнению, прежде всего с нежелательными социально-психологическими последствиями, которые несет выполнение этой роли для традиционных сфер жизни женщины.