рефераты по менеджменту

Формы организации производства

Страница
1

ВВЕДЕНИЕ

Для достижения целей, которые не могут быть достигнуты отдельными предприятиями во многих сферах хозяйства, прибегают к кооперации и концентрации. Кооперация возникает, когда экономически самостоятельные предприятия путем договоров берут на себя обязательства о совместной деятельности. Примером может служить образование картелей, консорциумов.

Картель – это договорное горизонтальное объединение предприятий, остающихся в правовом отношении юридически независимыми, но лишенных части собственной экономической самостоятельности. Например, акционерное общество «Объединенные сталелитейные заводы России» заключает с акционерным обществом «Металлургические заводы Приуралья» договор о специализации по изготовлению определенных видов продукции. Члены картеля обязуются совместно действовать и платить штрафы по договорам, если они нарушат постановления картельного договора[2, с. 89].

Консорциум – это горизонтальное объединение предприятий для проведения определенных заданий в ограниченное время. В консорциуме преобладает правовая форма общества гражданского права. Консорциумы создаются банками через организацию подписки на акции и долговые обязательства, и их распространение среди населения[2, с. 92].

О концентрации говорят, когда от экономической самостоятельности отдельных фирм и предприятий отказываются и производство подчиняется общему центральному руководству. В этом случае примером является образование концернов. Данное понятие мы рассмотрим ниже более подробно.

Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства являются прогрессивными формами общественной организации производства, и об этом никогда не следует забывать, так как их использование и развитие на практике всегда приносили выгоду для общества в целом и предприятия в частности.

Концентрация – это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.

Специализация – это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Кооперирование – это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.

Комбинирование производства представляет процесс выпуска разнородной продукции на предприятии за счет последовательности выполнения технологических стадий обработки сырья и отходов производства.

Рассмотрим одну из форм организации производства – концентрацию – более подробно.

Сущность, цели, формы и показатели уровня концентрации

Концентрация – это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии[1, с. 58].

В качестве целей концентрации можно назвать:

- гарантия сырьевой базы и сбыта. Например, фабрика целлюлозы, бумажная фабрика, типография и издательство газет договариваются о взаимном сотрудничестве;

- увеличение сбыта продукции и услуг путем совместной распродажи. Например, бюро путешествий и производители одежды для отдыха, туризма и путешествий объединяются;

- получение более высоких доходов путем ограничения и исключения конкуренции, т.е. фактически за счет монополизации рынка;

- гарантия занятости путем планирования заданий, которые превосходят производственные и финансовые возможности отдельного предприятия. Несколько строительных предприятий объединяются в большой строительный трест для увеличения объемов выполняемых заказов;

- повышение технического уровня производства за счет совместного проведения дорогостоящих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Например, создание исследовательского общества ограниченной ответственности с капиталовложениями нескольких предприятий различных отраслей промышленности (автомобильной, химической, электротехнической и энергосистем);

- повышение уровня хозяйствования благодаря рационализации процесса производства, формирования ассортимента, использованию общих норм и нормативов, стандартов, специализации производства и т.п.;

- поддержание конкурентоспособности на мировом уровне. В качестве примера можно рассмотреть соглашение автозаводов одного государства об общей распродаже автомобилей на иностранных рынках[2, с. 87].

Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:

- увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия);

- увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);

- развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия - комбинаты);

- развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.

Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:

- увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;

- применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;

- одновременного увеличения машин, оборудования, как прежнего технического уровня, так и более современного;

С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации – интенсивный, т.е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.

Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию.

Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.

Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля отдельного предприятия в выпуске какой – либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия[1, с. 59].

Примером концентрации является концерн.

Концерн – это горизонтально-вертикальное и неорганичное объединение предприятий, которые, оставаясь в правовом отношении самостоятельными, отказались от своей экономической самостоятельности в пользу единого руководства.

Акционерное общество объединенных сталелитейных заводов получает большинство акций у акционерного общества металлургических комбинатов. Акционерное общество металлургических комбинатов остается под именем своей фирмы, но его деловая политика в будущем будет определяться правлением акционерного общества объединенных сталелитейных заводов. Различают:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту