рефераты по менеджменту

Уровни духовной культуры менеджера

Страница
2

Исследование духовного уровня развития личности осуществлялось при участии лаборатории психолого-педагогических исследований кафедры философии и психологии Донецкого государственного университета управления. Решением проблем духовного развития личности в психологии занимались Грот НЯ., Франк С.Л., Чудновский В.Э., Шадриков В.Д., Знаков В.В., Петровский В.А. Духовное развитие личности, согласно Гроту НЛ., понимается как становление устоев нравственности в жизни и деятельности человека [3; 402]. Согласно Франку С.Л., вопросы духовности человека - это вопросы смысла жизни. Большинство людей уходят от решения этой проблемы, откладывают в сторону решение вопроса о смысле жизни. Этот вопрос не выдуман людьми, потому что на смену одним поколениям приходят другие и жизненные блага (богатство, здоровье, слава, общественное положение) шатки и ненадежны. Смысл жизни - это Слово Божие, которое есть истинный, насыщающий нас хлеб жизни [3; 408]. Искание смысла жизни есть, таким образом, собственно "осмысление" жизни, раскрытие и внесение в нее смысла, которое вне нашей духовной действительности не может быть найдено. Проблема духовности, согласно Чудновскому В.А. - это проблема смысла жизни. Смысл жизни понимается им как проблема относительной эмансипированности от "внешнего" и "внутреннего". Кроме того, духовность связывают с духовной сущностью человека, с духовным началом, в качестве которого выступает "дух", "душа". Под духовными способностями в этом случае понимаются свойства духа, некоего идеального познающего начала [3; 420]. Одним из главных аспектов решения данной проблемы является поиск духовности человека. Как указывает Знаков В.В., факторами, которые способствуют духовному развитию человека, являются уровень развития духовных способностей, а также возникновение у человека духовных состояний. Под духовным состоянием человека понимается психологический феномен, когда он сосредоточен на осмыслении и переживании духовных ценностей, то есть познавательных этических и эстетических аспектов бытия [3; 431]. Понимание сущности духовности отражено в словаре Дьяченко М.И. и Кандыбовича Л.А., как высших сторон внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей.

В психологическом решении проблемы сущности духовности человека выделяют несколько направлений. Для первого направления характерно понимание духовности как результата привлечения человека к общечеловеческим ценностям духовной культуры; для второго направления присуще рассмотрение духовности в аспекте возникновения у человека духовных составляющих; согласно третьему направлению, " духовность - это наличие у человека стремления к саморазвитию и самореализации; согласно четвертому направлению, духовность - это жизнь с Богом и неразрывная связь с ним [1, 72].

Менеджер своим отношением к служебным обязанностям и к другим людям служит примером для рядовых сотрудников и других менеджеров. Нарушение им этических и моральных норм может быть воспринято сотрудниками как возможность делать то, чего нельзя. Любое действие, поступок менеджера имеют не только сиюминутный эффект. Своими действиями, в течение некоторого времени, он формирует комплекс моральных устоев окружающих его людей: подчиненных, потребителей (клиентов или покупателей), поставщиков и даже конкурентов. Представлення об этичности в управлении, в свою очередь, оказывают воздействие на этические нормы других людей. То есть, имеет место эффект рассеяния во времени и в пространстве. Кроме того, деятельность менеджера одновременно и духовно-практическая, и духовно-творческая. Менеджер создает новые духовные ценности - он формирует культуру отношений в коллективе, к производимой им продукции, нравственные устои общения сотрудников друг с другом, моральные основы контактов "менеджер - подчиненный".

Какова же стратегия ведущих менеджеров фирм?

Кроме того, что руководство должно обеспечивать успешную работу организации, планировать будущее развитие компании, личность руководителя должна стать образцом для этического подражания, а обобщенно можно подчеркнуть, что они являются подражанием для подчиненных во всех сферах взаимодействия.

Директора могут стать более яркими образцами для подражания, когда учатся сами, а не учат других. Дэвид Дворкин, будучи главой британской розничной компании BhS, произнес много речей о важности применения технических средств в торговом зале, чтобы помочь продавцам лучше обслуживать клиентов. Но этот призыв дошел до персонала только тогда, когда он и его ближайшее окружение сами стали учиться работать на новых кассовых аппаратах.

Важным качеством менеджера является способность усовершенствовать процессы. Сосредоточение на производственных процессах столь же важно, как и сосредоточение на изделиях. Процессы не только создают сегодняшнюю эффективность, но также обеспечивают будущее благодаря приобретению работниками опыта и квалификации, что влияет на новую продукцию.

Сравним расходы на НИОКР в Японии и в США по данным, полученным профессором Льюисом Брэнскомбом с факультета государственного администрирования Гарвардского университета. Японские компании вложили 70% своих фондов НИОКР в усовершенствование технологических процессов. Американские компании 70% своих фондов НИОКР вложили в усовершенствование продукта. Однако японские компании также сделали упор на усовершенствование продукции в начале технологической цепочки с тем, чтобы обеспечить и высокое качество, и низкую конечную цену. Они были уверены, что такое сочетание поможет им добиться доминирования на рынке.

Новая основная продукция может удовлетворить самолюбие руководства, но слишком большие затраты на нее - далеко не лучший способ построить будущее компании. Быстрое обновление технологического процесса, напротив, может открыть возможность разрабатывать новые изделия быстрее. Хорошо подобранные пошаговые инновации могут привести к крупным техническим прорывам. Разнообразие в пределах общей структуры изделия позволяет измениться самой этой структуре.

Необходимо добиваться абсолютного превосходства, а не относительного качества. С усилением глобальной конкуренции достижение самых высоких стандартов становится более важным, чем надежда на самые простые общие решения. Директора строят возможности компании, стремясь к абсолютному превосходству, а не пытаясь выиграть что-то у сегодняшних конкурентов или выполнить сегодняшние нормы регулирования. Один из японских секретов качества состоит в том, чтобы искать совершенство, а не делать изделие на один балл лучше, чем конкуренты. Хотя эта философия, изначально обходится дороже, в конечном счете она более жизнеспособна.

Проблемы экологии - это та сфера, в которой абсолютное превосходство оправданно со всех точек зрения. Рассмотрите попытки европейских стран согласовать нормативы состояния окружающей среды. Даже если Европейский союз договорится о более низких нормативах страны, которые превысят этот минимум, смогут обеспечить преимущества для своих компаний на своих внутренних рынках. И если эти внутренние рынки велики, как в Германии, результатом может быть протекционизм.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту