рефераты по менеджменту

Уровни духовной культуры менеджера

Страница
1

Введение

Духовная культура менеджера - это уровень воспитанности и образованности, степень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности, а также в создаваемых им материальных и духовных ценностях. Для данного этапа социально-экономического развития общества необходима новая генерация менеджеров конкурентоспособных и высокоразвитых духовно, способных сохранить национальную культуру и преумножить духовное наследство Украины.

Именно поэтому актуальной является тема исследования уровня духовной культуры менеджера.

Проблема адекватного управления современным обществом может быть успешно решена лишь при условии, если в духовной сфере, жизнедеятельности управленца любого ранга и уровня будет развит не один экономико-технологический уровень духовной культуры, а и чувственно-интуитивный уровень, но главное - будет развит разумный, нравственно-мировоззренческий уровень социального управления.

Эти три уровня духовной культуры управленца должны находиться в диалектическом взаимодействии, взаимно определять и дополнять друг друга.

Рассмотрим подробнее уровни духовной культуры менеджера.

Естественно-природной основой чувственно-интуитивного уровня управленческой деятельности являются инстинкты, рефлексы человека на природные и социальные воздействия. Поэтому естественная реакция человека на эти воздействия носит интуитивно-инстинктивный характер. На этом управленческом и самоуправленческом уровне господствует в основном биологическая целесообразность, которая является важным регулятором отношений между человеком и окружающей средой. Эта адаптационная способность дана каждому человеку от рождения, передается по наследству и не носит социального характера. Как установлено наукой, именно в этой бессознательной сфере рождаются новые идеи, великие научные открытия и технические изобретения. Вся сложность проблемы творческого акта состоит в том, чтобы, во-первых, раскрыть сам "механизм" зарождения новой идеи и, во-вторых, понять каким образом "всплывают" эти новые идеи и затем логически осознаются в рассудочном. мышлении человека.

Ответ на вопрос, каким образом возникает интуитивная истина, каковы истоки интуитивного познания человека дает закон опережающего отражения действительности, впервые сформулированный советским философом Э. Ильенковым. Формирование личности менеджера должно исходить из биолого-физиологических и психологических особенностей того или иного субъекта социального управления, то есть из его витальных инстинктов. В любом коллективе-организации важное значение имеют

Эффективные высшие менеджеры считают себя "политиками", которые должны представить свои планы перед клиентами компании для обзора и поддержки. Исполнительный комитет из пяти членов превращается в Стратегическую конференцию с 500 участниками. В одной крупной французской компании 500 менеджеров определили стратегию, проголосовав за нее. Канадский директор назвал свою деловую поездку ради встреч со служащими фирмы "политической кампанией", в ходе которой он должен заручиться их поддержкой.

Взаимозависимость и межфирменные отношения. Внешние клиенты - жизненно важные союзники в осуществлении изменений

Одна из важнейших особенностей компании Wal-Mart состоит в тесной работе с поставщиками, чтобы уменьшить затраты на складирование и ускорение поставок. Розничный торговец и производитель делятся друг с другом данными с помощью электронных средств связи, а графики производства отражают динамику потребительского спроса. Фирма Whirlpool, которая является многолетним партнером компании Sears в США, развила подобные отношения и в Европе.

Руководство межфирменными отношениями отнимает у высших менеджеров все больше времени.

Такие отношения создают множество связей между организациями: системщики планируют совместимость обмена данных; маркетологи и производственники договариваются о стандартах качества; финансисты готовят систему прохождения счетов (например, Whirlpool Europe частично финансирует товарные запасы своих розничных торговцев).

Директор одной американской компании шутит, что у него в офисе нет ни одного свободного стула: какое бы решение не принималось, его офис всегда переполнен "аутсайдерами".

Ориентация на партнерство требует уважения к другой компании и готовности вложить капитал на продолжительный срок. В Stride RiteАрнольд Хайатт делал упор на тесные связи с дилерами и брал долгосрочные обязательства перед азиатскими производителями, что было необычно для отрасли в то время. Он искал компании, чья культура совместима с культурой работы Stride Rite.

Отношения доверия складываются через людей. Партнерства развиваются, потому что руководители разных компаний с удовольствием работают вместе, как и их подчиненные. Один из уроков, преподанных процветающими германскими компаниями, обслуживающими иностранные рынки, заключается в том, что отношения работают через цепочки людей.

Снижение уровня самоуспокоенности. "Эмоциональная температура" внутри организаций

Лидеры все чаще должны иметь дело с культурными и политическими различиями между странами, компаниями и группами их собственных работников. Различия и вызываемые ими конфликты снижают уровень комфорта и самоуспокоенности.

Традиционные компании минимизировали различия среди служащих, чтобы обеспечить легкое общение и высокий комфорт. Это было особенно заметно в высших эшелонах управленцев, где часто преобладала замечательная этническая и социальная однородность. Но компании больше не могут позволить себе издержки сегрегации - например, обращение со служащими-женщинами как с балластом. Возможность сексуального преследования, вероятно, является самым сильным фактором дискомфорта по сравнению с любой другой проблемой, помимо расовой. Это означает, что подобное поведение, ранее игнорировавшееся или считавшееся допустимым, сегодня следует немедленно искоренить. Сложные проблемы расового и сексуального различия между сотрудниками впервые обрушились на американские компании, но они становятся все серьезнее и в Европе, и в Азии. Способность противостоять им ускоряет совершенствование многих аспектов людских ресурсов. Руководители должны способствовать обеспокоенности подчиненных. Чувство комфорта может создать ощущение ложной безопасности. Любование прошлыми успехами и изящно сформулированные заявления о миссии компании не позволили фирме Mentor Graphics - если взять только один этот пример - увидеть изменения в конкурентном окружении в бурный период ее собственного развития. Рядовые менеджеры создают себе комфорт, избавляясь от проблем слишком быстро - даже прежде, чем сумеют понять их полное значение. Лидеры, напротив, создают неспокойные рабочие места с эмоциональными подъемами и спадами.

За вышеперечисленными закономерностями следует еще одна - и это желательность изменений. Видение лидера - это несовершенный движущийся объект. Так и должно быть. Чтобы сохранить лучшее из того, что компания может осуществить, руководители должны изменяться вместе со временем. Это совершенно определенно, и в отношении уровня духовности были проведены исследования духовной культуры менеджеров как духовного уровня развития личности.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту