рефераты по менеджменту

Управление конкурентоспособностью на примере малого предприятия

Страница
1

Введение

Для современной экономики характерна сложная комбинация разных по масштабам производств: крупных с тенденцией к монопольным структурам, средних и малых, складывающихся под влиянием многих факторов.

Малое предпринимательство в рыночной экономике занимает особое место. Во многих странах с развитой экономикой результаты его деятельности определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта и составляют до 60-70% его общего объема. Достоинствами малого предпринимательства являются: функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменения рыночной конъюнктуры, малый стартовый капитал, вовлечение широких масс населения в предпринимательскую деятельность и т. п.

Рыночная экономика и новые формы хозяйствования ставят перед отечественными предприятиями ранее не возникавшие проблемы, одной из которых на сегодня является обеспечение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.

Наблюдающиеся в стране и регионах постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и предложения на различные товары обуславливают необходимость формирования в структуре малого бизнеса системы управления конкурентоспособностью предприятий, способной адекватно реагировать на воздействие внешней и внутренней среды высокой степени изменчивости и неопределенности.

Острота конкурентной ситуации определяется общей насыщенностью рынка определенного вида товаров и степенью сегментированности рынка, пересечением зон деятельности предприятий.

К сожалению, ни одно министерство или ведомство в России комплексно не занимаются проблемами конкурентоспособности. Поэтому перед малым предпринимательством стоит важная задача - научиться грамотно, оценивать конкурентоспособность выпускаемой продукции и при необходимости уметь сформировать ее. Особенно это важно в связи с планируемым вступлением России во Всемирную торговую организацию

Тем самым становится актуальным исследование вопросов воздействия управления на повышение конкурентоспособности предприятий малого бизнеса.

В трудах российских ученых сформулированы необходимые базовые подходы для исследования процессов и методов конкуренции на рынке и конкурентоспособности производимой продукции и услуг. Значительный вклад в исследование теории и практики в этой области внесли такие отечественные и зарубежные ученые, как:

Л.И.Абалкин, Л.М. Бадалов, И.Б.Гурков, Е.Т.Гайдар, Т.П. Данько, Н.Д.Кондратьев, Б.Н. Кузык, И.М. Лифиц, Ю.В.Морозов, Б.В. Мусатов, М.Портер, П.В.Савченко, А.А. Томпсон, Р.А. Фатхутдинов, Ю.В. Яковец и др.

В отечественной науке механизм конкуренции в условиях российской экономики разработан далеко не полностью, что можно объяснить, прежде всего, новизной этой проблемы для России, неотработанными в теории и практике методами регулирования и анализа.

Целью данной курсовой работы является разработка теоретических основ и методов экономической оценки конкурентоспособности малых предприятий, а также методических подходов к управлению конкурентоспособности на основе производственной фирмы «Мебелин».

Часть 1 Теоретическая часть

Проблемы и перспективы малого предпринимательства

Под малым предпринимательством понимается инициативная деятельность субъектов собственности, направленная на создание и успешное функционирование малых предприятий, как производителей продуктов и услуг определенного вида в относительно небольших масштабах, пользующихся спросом у населения или у других товаропроизводителей.

Малое предпринимательство при его массовости создает серьезную экономическую и социальную основу стабильного благополучия государства. Роль малого предпринимательства проявляется в преодолении монополизма в экономике, становлении и развитии рыночной системы хозяйствования, формировании сети специализированных производств, освоении современных технологий и организационных форм экономической интеграции.

В социальном плане - это создание саморегулирующейся системы бесперебойного обеспечения населения продовольственными и промышленными товарами, а также необходимыми услугами, содействие оптимальной занятости населения и использованию творческого потенциала работников путем стимулирования их творческой инновационной и предпринимательской активности.

Наибольшее развитие система малого предпринимательства получила в США, где эффективно работают более 20 миллионов небольших и мелких фирм. Доля фирм с числом занятых свыше 500 человек составляет всего 0,38%, зато мелких компаний, с числом работников до 20 человек, насчитывается более 87%. Серьезная государственная поддержка в США малого предпринимательства обеспечивается соответствующими законодательными актами и плановыми финансовыми средствами из бюджета.

В России сейчас насчитывается более 900 тысяч малых предприятий, что составляет менее 7 предприятий на 1 тысячу жителей (для сравнения: в США - 74, в странах ЕЭС - 45, в Японии - 50). Доля малого предпринимательства в российском валовом внутреннем продукте составляет 10%, тогда как в указанных странах - не менее 50%.

Российское законодательство определяет два критерия для отнесения предприятий к категории малых: предельная численность работающих (в промышленности и строительстве - 100, в инновационной деятельности и научно-технической сфере - 60 и т. д.) и доля вкладов юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, в уставном капитале (не более 25%).

В зависимости от содержания деятельности различают следующие виды предпринимательства: производственное, финансовое, страховое и др.

В настоящее время наблюдается устойчивый рост количества малых предприятий, объемов производства и инвестиций в них.

Между тем, настораживающими являются ярко выраженные тенденции снижения рентабельности продаж, усиления зависимости от источников внешнего финансирования, роста кредиторской задолженности, деформирования структуры малого предпринимательства в сторону торговли и посреднической деятельности.

Преодоление указанных выше негативных тенденций возможно при активном использовании мер государственной поддержки малого предпринимательства.

В последние годы введена упрощенная система налогообложения, соверøенствуется антимонопольное законодательство, отлаживаются механизмы таможенного контроля. Создание цивилизованного делового пространства, информационная поддержка малых предприятий, формирование сети бизнес-инкубаторов, координация деятельности органов власти федерального и регионального уровня в поддержке малых предприятий становятся важнейшими факторами, определяющими появление позитивных сдвигов в сфере малого предпринимательства России. Однако принимаемых в Российской Федерации мер недостаточно. Особенно отстают в развитии МПП. Несмотря на то, что важность МПП для экономики страны является общепризнанной, реальной финансовой поддержки со стороны капитала и государства они пока не получают. В результате экономика их отличается нестабильностью, и до 30% МПП ежегодно подвергаются реорганизационным процедурам. А ведь формула успеха любого МПП выглядит довольно просто: найти потребность и удовлетворить ее конкурентоспособной продукцией.

Сущность конкуренции и конкурентоспособности

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту