рефераты по менеджменту

Управление качеством продукции на предприятии

Страница
1

Введение

В экономике Республики Беларусь важное значение имеет решение проблемы повышения конкурентоспособности через повышение качества производимой продукции. В настоящее время продукция отечественных товаропроизводителей помимо высокой цены характеризуется невысокими показателями качества по сравнению с аналогичной продукцией промышленно развитых стран. Это обуславливает низкую конкурентоспособность белорусских промышленных товаров. Часто имеют место случаи, когда продукция предприятия не пользуется спросом и длительное время находится на складе предприятия, зачастую теряя при этом свои качественные свойства. Такая ситуация приводит к снижению эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия и предпосылкой возникновения подобной ситуации зачастую является низкое качество производимой продукции.

Качество продукции относится к числу важнейших показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий и объединений. Повышение качества продукции в значительной степени определяет темпы научно-технического прогресса, становится одним из главных рычагов повышения эффективности производства и благосостояния общества. Проблема повышения качества является в настоящее время одной из наиболее важных и сложных проблем экономического и технического развития

Целью данной работы является исследование проблемы управления качеством. Методологической основой выполнения работы являются учебные пособия по вопросам оценки, анализа и обеспечения конкурентоспособности и качества промышленной продукции, методические указания по построению и совершенствованию систем управления качеством продукции, исследования отечественных и зарубежных ученых в области развития систем управления качеством продукции.

Качество продукции – один из основных факторов успешной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики

Чтобы выявить сущность категории «конкурентоспособность» продукции как таковой, прежде всего, необходимо учитывать, что она применительно к условиям рыночной экономики должна рассматриваться с точки зрения потребителя.

Конкурентоспособность можно определить как комплексную многоаспектную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке. Отсюда следует, что конкурентоспособность обусловливается качественными и стоимостными особенностями товара. При этом наибольшей конкурентоспособностью будет обладать такой товар, который благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший эффект по отношению к цене потребления, которая складывается из продажной цены товара и расходов на его эксплуатацию.

Качество продукции чрезвычайно многообразно. Оно имеет физическую и техническую сущность, так как продукция содержит вещество природы, измененное трудом человека. В результате производственной деятельности продукции приданы некоторые технические свойства, связанные с ее полезностью, надежностью и так далее. Качество продукции имеет социальную составляющую, так как определяет значительную часть вещественного мира. Качество продукции имеет экономическую составляющую, так как в любом изделии заключено определенное количество общественно необходимого труда.

За исходную характеристику качества промышленной продукции принято считать его свойство. Свойство продукции - это объективная ее особенность, которая может проявляться при ее разработке, эксплуатации или потреблении.

Любая продукция обладает обширным комплексом свойств, которые условно можно разделить на простые и сложные. Сложное свойство представляет собой сочетание простых.

Многообразие свойств продукции характеризуется различным их сочетанием в одном и том же виде продукции; имеют место случаи, когда наличие одних свойств практически исключает другие.

Поскольку требования к продукции могут быть различными в зависимости от ее назначения, то и качество одной и той же продукции будет по-разному оцениваться. Степень проявления каждого свойства или нескольких свойств продукции оценивается с помощью показателей качества. Наименование показателя качества определяет характеризуемое свойство. В общем виде показатели качества разделяются на классификационные и оценочные.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группировке в выбранной системе классификации и определяют назначение, область применения и условия использования данной продукции.

Под условиями, влияющими на качество продукции, понимаются обстоятельства, в которых действуют перечисленные факторы. К числу условий влияющих на уровень качества продукции, относятся формы организации труда, производственных процессов и другие обстоятельства. Для обеспечения оптимального уровня качества продукции необходимо обеспечить наиболее благоприятное соотношение между факторами и условиями, влияющими на качество.

Все факторы, влияющие на качество продукции, разделяются на объективные и субъективные. К объективным факторам относят: технический уровень производственной базы, организацию подготовки производства, механизацию и автоматизацию производства и другие.

К группе субъективных факторов относятся: профессиональное мастерство; общеобразовательный уровень; психологический склад человека; личные устремления и заинтересованность в результатах труда.

Принципы обеспечения качества и управления качеством продукции

Управление качеством продукции - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработка, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем систематического контроля и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

Теория и практика управления качеством продукции начали активно развиваться у нас в стране и за рубежом после второй мировой войны. Объективной основой тому послужили возрастающие требования к качеству продукции. Если до второй мировой войны основным фактором обеспечения конкурентоспособности продукции выступала ее дешевизна, то после войны на первый план начинает выдвигаться качество продукции.[8., c.16].

Одновременно бурное развитие научно-технического прогресса приводит к появлению все более сложных изделий, функциональные свойства и надежность которых зависят от качества множества входящих в эти изделия компонентов. С углублением специализации и развитием кооперации в создание конечного продукта вовлекаются сотни и тысячи специалистов различных предприятий и организаций. Достижение необходимого уровня качества изделия при этом требует скоординированного и сбалансированного взаимодействия всех участников создания этого изделия.

Все эти явления привели к возникновению концепции перехода от отдельных разрозненных мероприятий по обеспечению качества продукции к системному подходу, к необходимости управлять качеством продукции.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту