рефераты по менеджменту

Теория организации

Страница
24

Таблица 10

Особенности управления компанией применительно к индивидуализму и коллективизму

Оцениваемый параметр

Проявление индивидуализма

Проявление коллективизма

Идентификация себя

Идентификация себя только с собой, как с личностью («Я»).

Идентификация себя с социальной сетью по принадлежности («МЫ»).

Связь с социально-экономической системой

Индивид эмоционально не зависит от системы; расчет строится на основе вовлеченности в дела системы с упором на достижения, инициативу и лидерство.

Индивид эмоционально зависим от системы; вовлеченность в дела системы с упором на принадлежность, а, в идеале — на членство.

Отношения дружбы и стандарты поведения

Существует потребность в дружеских отношениях, специфика которых определяется особыми чертами индивида. Нормы поведения одинаковые для всех. Единая, универсальная мораль требует говорить правду во всех случаях.

Дружба предопределяется стабильностью социальных отношений, причем в рамках этих отношений проявляются потребности в престиже. Нормы поведения для одного и того же человека различаются внутри и вне группы. Действует двойная мораль, когда ради избежания конфликта допускается сокрытие правды.

Отношения с коллегами

Контрактные, на основе взаимозависимости и взаимодействия, но каждый отвечает сам за себя.

Подобны семейным: один отвечает за всех и все — за одного.

Процесс научения

Провинность вызывает чувство вины и потерю уважения к себе. Знания и умения приобретаются для повышения благосостояния и уважения к себе, при этом изучается то, как чему-либо научиться.

Провинность ведет к обвинениям и потере собственного лица и лица группы. Знания и умения приобретаются для повышения авторитета в группе, причем изучается, как что-то делать.

Цели

Краткосрочные, устанавливаются индивидом.

Долгосрочные, устанавливаются другими.

Проектирование работы и структуры

Ролевая ориентация. Тенденция к широкой специализации и мониторингу процесса. Сложность (качество) работы более важна, чем ее содержание. Уделяется внимание отношению к работе. Работа для человека.

Ориентация на задачи. Тенденция к узкой специализации и мониторингу функций. Важным считается масштаб работы и ее содержание. Уделяется внимание отношениям, связанным с работой. Человек для работы.

Проектирование структуры

Связи в основном горизонтальные, координация производится на основе дифференциации. Норма управляемости широкая, а количество уровней малое.

Связи в основном вертикальные, координация производится на основе интеграции. Норма управляемости узкая с большим количеством уровней.

Решение проблем

Ориентация на внешние проблемы.

Ориентация на внутренние проблемы.

Принятие решений

Вера в силу индивидуальных решений.

Вера в силу групповых решений.

Особенности коммуникации

Низкая важность контекста. Обратная связь через самореализацию.

Высокая важность контекста. Обратная связь через открытие себя для других.

Отношение к конфликту

Конфликт — конструктивное начало, основа здоровой конкуренции, а сотрудничество — путь к его разрешению.

Конфликт — деструктивное начало, может привести к распаду группы. Путем к его разрешению является компромисс.

Источники власти

Преимущественно личностные.

Преимущественно статусные.

Особенности лидерства

Результаты важнее отношений, осуществляется управление индивидом в группе.

Отношения важнее результатов, управление группой индивидов.

Основания для карьерного роста

Учитываются индивидуальные способности и умения, процедуры формализованы.

Больше учитывается мнение группы, процедуры носят неформальный характер и могут меняться.

2) «Дистанция власти» (дистанция между людьми, обладающими различным статусом) определяет способ, с помощью которого общество воспринимает различия в социальном статусе, положении людей и управляет социальным неравенством. Можно выделить две крайние ситуации: для первой характерен дисбаланс власти, богатства и общественного положения; для второй — стремление снизить неравенство насколько возможно. Российская модель стоит ближе к первой крайности: власть в компании сильно централизована, а доступ к руководителю затруднен; подчиненные стремятся получить побольше власти, однако не стремятся брать на себя ответственность за результаты деятельности. Американская модель во многом является противоположной российской: полномочия делегируются, практикуется «бездверная» политика, а подчиненные желают не только руководить, но и брать на себя ответственность за это. Российская модель в какой-то степени представляет собой порочный круг: руководители не делегируют полномочия, а работники не желают нести ответственность, чем еще больше препятствуют делегированию полномочий и способствуют централизации власти. Единственный выход мы видим в постепенном приучении работников к ответственности.

3) «Избежание неуверенности» обозначает отношение людей к ситуациям, в которых они неспособны точно предсказать будущие события. В одних культурах люди предпочитают не беспокоиться о будущем и жить одним днем. Четких правил в таких организациях немного, а правила, которых невозможно придерживаться, меняются или исключаются. В принципе, такие организации постоянно готовы к изменениям. Культуры, в сильной степени стремящиеся избежать неуверенность и риск, создают для этого специальные институты, тщательно разрабатывают правила, политику, процедуры (политика пожизненного найма в Японии). В российских компаниях, на наш взгляд, сложилась двойственная ситуация: с одной стороны, нет уверенности в завтрашнем дне, степень риска достаточно большая, и компании не планируют на длительный срок (живут одним днем); с другой — практически везде есть отработанные правила и процедуры. Такое положение дел можно было бы объяснить попытками руководителей компаний обеспечить некоторую степень стабильности, если бы они предпринимали еще какие-то действия в этом направлении кроме установления правил поведения.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту