рефераты по менеджменту

Сущность, предмет, принципы менеджмента

Страница
6

Новые концепции лидерства. Наиболее известными из этих концепций являются: концепция атрибутивного лидерства (аналитик), харизматического лидерства и преобразующего лидерства (реформатор).

Организационная структура управления: понятие, виды, типы, направления совершенствования (предпринимательские, сетевые, виртуальные структуры)

Организационная структура управления – единство устойчивых взаимосвязей между элементами системы управления организацией, осуществляющими производственно-хозяйственную и социальную деятельность. Основными элементами организационной структуры управления являются цели, стратегические системы, иерархические звенья управления, менеджеры и руководители, управленческие работники, субъекты внешних связей (потребители, поставщики, партнеры, конкуренты) и связи (отношения, коммуникации, информация). Назначением организационной структуры управления является обеспечение устойчивости развития социально-экономической системы по средствам формирования, сохранения и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействия системы с внешней средой и внутреннее взаимодействие элементов системы.

В линейных структурах четко проявляется иерархия: в каждом звене сосредоточены все функции, полномочия и ответственность за управление подразделением. "-" высокие требования к квалификации руководителя, "+" простота, экономичность, единоначалие.

В функциональных структурах создаются функциональные звенья наделенные полномочиями и ответственностью за результаты своей деятельности, т.е. принятие решений и контроль за их исполнением. "-" нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация.

В линейно-функциональных структурах иерархичность ступенчатая, при такой структуре руководитель организации является единоначальником, а функциональны руководители оказывают ему помощь. Линейные руководители низших звеньев административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Инода такую структуру называют "штабной", т.к. функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейных руководителей.

Дивизиональная структура - выделение управленческих звеньев специализирующихся по области деятельности. выделяется департаментизация по продукту, по потребителю и по рынку. Принцип схожести как и в предыдущем функциональном варианте остался, но теперь он стал относиться не к работе с ресурсом, а к работе над получением результата. Особенностью данного подхода является создание относительно автономных частей в организации, ориентированных на продукт, программу или проект, потребителя или рынок. Другим важным преимуществом департаментизации по продукту является то, что она приводит к значительному повышению внимания в процессе работы к конечному результату (продукту, потребителю, рынку). Перенос центра внимания в оперативном управлении на продукт облегчает интеграцию внутри ответственного за его производство подразделения и сплачивает людей.

Матричная структура - характеризуется тем, что исполнитель может иметь двух и более непосредственных руководителей. Матричная департаментизация явилась отражением попыток одновременно максимизировать преимущества и минимизировать слабые стороны как функционального, так и продуктового подходов. Она представляет собой сбалансированный компромисс между делением и группированием работ вокруг ресурсов и вокруг результата. Департаментизация на основе матричного подхода из всех имеющихся в практике является наиболее сложной для практической реализации. Однако при определенных обстоятельствах она может быть очень эффективной. Так, например, к матричной департаментизации обращаются тогда, когда требуется сложная система реакций на воздействие факторов внешней среды. Отличительной чертой матричного подхода к департаментизации является формальное наличие у работника одновременно двух начальников, обладающих равными правами. Эта система двойного подчинения базируется на комбинации двух начал - функционального и продуктового.

Сетевая организационная структура - поток команд со стороны руководства заменяется потоком заказов, координацией связей с другими организациями. Большое значение приобрела в последнее время, т. к. обладает высоким инновационным потенциалом. Представляют собой совокупность сотрудничающих многофункциональных групп (команд), объединенных единым бизнесом. Сетевые структуры строятся как неформальные, мобильные и дискретные системы с высокой степенью самостоятельности «подразделений». Сетевые структуры еще четче, чем проектные и матричные, ориентированы на конкретную задачу, в них максимально разделена ответственность и риски. В сетевой структуре нет или почти нет института (управленческого аппарата), который выступает в качестве ограничивающего начала. Есть некие узлы, функции которых ситуационны: в какой-то момент они выполняют роль ресурсного центра, в какой-то — информационного, координационного или распределительного.

Сетевые структуры могут создаваться на основе аутсорсинга — переноса части организационной деятельности за пределы организации. наиболее близки к сетевому построению торговые сети, франчайзинговые системы

Разновидность сетевой структуры — виртуальная структура. Это временная сеть организаций или групп, оперативно объединяющихся для решения определенных проблем или использования появляющихся возможностей (для завоевания определенной доли рынка, например). Виртуальные организации представляют собой сеть делового сотрудничества, включающую основной бизнес данной организации, ее внешнее окружение (поставщиков, потребителей и т.д.), функционирование которых координируется и объединяется с помощью современных информационных технологий и средств телекоммуникаций. Именно последние вместе с сетевыми структурами во многом обеспечили формирование виртуальных организаций, поскольку они делают принципиально не обязательным физическое наличие менеджеров на рабочих местах. "Виртуальные коллективы группируют людей по мере возникновения необходимости в создании определенной стоимости для удовлетворения специфических потребностей. При этом не возникает физического коллектива как организации, а происходит лишь объединение особых отличительных способностей в систему, которая оказывается способной произвести требуемую стоимость.

Системные свойства организации

Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней.

Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, единство.

Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

Системное мышление значительно облегчило принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля.Любое предприятие — система, которая превращает набор вкладываемых в производство ресурсов — затрат (сырье, машины, люди) — в товары и услуги.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту