рефераты по менеджменту

Стратегия управления инновациями

Страница
2

1. использование новой техники, технологи­ческих процессов или нового рыночного обеспе­чения производства; внедрение продукции с новыми свойствами;

2. использование нового сырья;

3. изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

4. появление новых рынков сбыта.

Иногда инновация рассматривается как про­цесс. В этой концепции признается, что нововве­дение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики, по мнению автора Левчаева П. А., базируется на меж­дународных стандартах.

В соответствии с международными стандарта­ми инновация определяется как конечный резуль­тат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствован­ного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в ди­намическом, так и в статическом аспекте. В после­днем случае инновация представляется как конеч­ный результат научно-производственного цикла.[3]

Внедрение новшеств всегда имеет большое значение в развитии производства. На современных предприятиях роль инноваций значительно возраста­ет. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.

Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью качествен­ного управления преобразований в производственном процессе.

На основе нововведений используют современную технологию и организацию произ­водства, повышают качество продукции, обеспечи­вая успех и эффективность деятельности предпри­ятия.

Особое значение для производства имеют ин­новации с мощными преобразовательными функ­циями. Эти инновации радикально изменят про­изводственный аппарат, имеющий высокую сте­пень морального и физического износа на предприятиях, его организацию, а, следова­тельно, и эффективность производства. К таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и технологии. Изменяя производство, пе­реводя его на новый научно-технологический уро­вень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое состояние. Новый производственный аппа­рат требует, как правило, новой организации, управ­ления, маркетинга, новой мотивации, то есть нового типа инновационного менеджмента. Он предпола­гает, что будет производиться и новая продукция.

Затратный аспект разработок новых техноло­гий, по мнению автора Мартюшевой Л. С., еще не исчерпывает проблемы инновационной эффективности национальной системы. Все отрас­ли промышленности выступают в ка­честве нетто-импортеров новых технологий. Их отрицательное внешнеторговое «инновационное» сальдо свидетельствует о полном инновационном провале. Речь идет о том, что на современном ми­ровом рынке новых технологий предприятиям и торговать-то нечем. Между тем речь не идет и об их технологической самодостаточности, так как они активно закупают чужие ноу-хау для «заделывания дыр» в своем ар­хаичном производстве.

Очевидно, активизация инновационных про­цессов на предприятии приведет к дальнейшему наращиванию удельного веса импортных техноло­гий. Вместе с тем сохранение данного процесса на достаточно длительную перспективу может иметь весьма неприятные макроэкономические послед­ствия в силу того, что импорт технологий сопровож­дается, как правило, импортом материально-веще­ственных компонентов, обеспечивающих возмож­ность практического применения технологии. [2]

Нынешний этап развития инновационной дея­тельности предприятия имеет ан­титехнологический характер; все усилия современ­ного промышленного менеджмента направлены пре­имущественно на учет потребностей рынка. Инно­вации в основном связаны с инфраструктурными, организационными и маркетинговыми сторонами деятельности предприятия, причем наиболее актив­ные действия проводятся в сфере маркетинга и ос­воения новых форм сбыта продукции, которые ха­рактеризуются минимальной наукоемкостью.

Проблема управления инновационной активностью предприятий заключа­ется и в недостаточности финансовых ресурсов на эти цели. Поскольку в состав расходов на иннова­ционную деятельность включаются затраты как те­кущего, так и капитального характера. Как извес­тно, инновационный процесс состоит из трех фаз относительно нового продукта: разработки, осво­ения и распространения.

Позитивная динамика экономического роста и развития про­мышленного производства сопровождалась суще­ственным недоинвестированием инновационных процессов и снижением их эффективности, что обусловило понижение удельного веса накопленной массы товарной продукции с инновационными признаками в объеме производимой продукции и еще более ослаби­ло ее конкурентоспособность.

Проблемы планирования научно-исследова­тельских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по повышению качества продукции в значи­тельной степени связаны с неопределенностью про­гноза «капитальные затраты — результаты». Суще­ствует риск не получить ожидаемые в процессе до­водки машины параметры, понеся при этом все за­явленные на НИОКР затраты, несмотря на инди­видуальный характер планирования НИОКР, пред­полагающий подробную разработку сметы капи­тальных затрат и календарного плана работ. Существует общая закономер­ность предельной отдачи капиталовложений и доводку машин и других сложных технических сис­тем - экспоненциальная зависимость приближе­ния параметров машины к предельному техноло­гическому уровню, в основном определяемая дан­ным технологическим укладом (комплексом техно­логических возможностей) исполнителя НИОКР и постепенным снижением предельной отдачи затрат на получение информации в процессе повышения качества продукции.

Отсутствие современных ста­тистических нормативов экономического планиро­вания НИОКР, как считает автор Пазинич В. И., необходимо воспол­нить, где, в первую очередь, следует опираться на результаты фундаментальных исследований в параллельных областях науки. Для решения задач экономического планирования повышения каче­ства продукции является подход к доводке машин с позиций теории информации. При этом учитыва­ется, что при построении прогнозов стоимостных характеристик НИОКР одним из важнейших тре­бований является представление накопленного опыта в аналитической форме.

Актуальность аналитического исследования эффективности капиталовложений в доводку ма­шин объясняется необходимостью сконцентриро­вать все виды ограниченных ресурсов на следующих задачах повышения качества продукции:

- доводка, совершенствование и обеспечение конкурентоспособности;

- модернизация ограниченного числа суще­ствующего оборудования на предприятии.

Решение вопроса о возможности доводки ма­шины связано с предполагаемой предельной отда­чей капиталовложений в улучшение параметров машины, то есть доводку необходимо прекратить при достижении предельной рентабельности капи­таловложений.

 
Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту