рефераты по менеджменту

Стимулирование труда в торговле

Страница
11

Примечание: собственная разработка.

Таким образом, говоря о финансово-хозяйственной деятельности ОАО ТД «Неман» можно сделать следующие выводы:

- в действующих ценах наблюдается рост общего товарооборота в 2002 году по сравнению с 2001 годом на 44,96%. В 2003 году по сравнению с 2002 годом рост товарооборота возрос в действующих ценах на 16,31%, в сопоставимых ценах уменьшился на 7,49%;

- рост валовых доходов в 2002 г. по сравнению с 2001 г. составил 43,31%, в 2003 г. по сравнению с 2002 г. – 11,4%. Уровень валовых доходов в % к товарообороту общему в 2001 г. составил 17,56%, в 2002 г. – 17,36%, в 2003 г. – 16,57%;

- анализируя издержки обращения, видим их рост с 2001 г. по 2002 г. на 45,44%, с 2002 по 2003 г. – на 15,69%;

- показатель товарооборачиваемости из года в год снижается: 2001 г. – 5,70 раз, в 2002 г. – 5,60 раз, в 2003 г. – 4,80 раз;

- прибыль от реализации в 2002 г. по сравнению с 2001 г. возросла на 121,19%, в 2003 г. по сравнению с 2002 г. упала на 83,85%, и уменьшение прибыли значительное влияние оказал рост издержек обращения и внереализационных расходов;

- значительно уменьшился уровень рентабельности продаж и составил в 2003г. 0,18%. На снижение уровня рентабельности оказал рост издержек обращения и налогов, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок;

- наблюдается рост среднемесячной заработной платы в 2002 г. по сравнению с 2001 г. на 64,12%, в 2003 г. по сравнению с 2002 г. – 14,19%;

- средняя выработка увеличилась в 2002 г. на 44,16%, в 2003 г. на 20,30%.

Анализ эффективности труда в ОАО ТД «Неман»

Эффективность производства и торговли в настоящее время более, чем когда-либо ранее, оказалось в зависимости от степени участия в этих процессах всех работников. В иерархии показателей эффективности деятельности предприятия можно выделить показатели эффективности труда, которые, в свою очередь, правомерно подразделить на несколько групп (рис. 2.2).

Показатели эффективности труда.

 

Показатели производительности и качества труда

1. Производительность живого общественного труда.

2. Производительность живого труда (применительно к конкретной отрасли)

3. Уровень рентабельности (применительно к конкретной отрасли).

4. Процент брака или рекламаций, жалоб потребителей (производство).

5. эффективность мероприятий НОТ.

6. Коэффициент качества торгового обслуживания (торговля).

Показатели характеризующие уровень развития рабочей силы.

1. Уровень образования работников.

2. Степень укомплектованности должностей.

3. Степень замещения должностей специалистами и руководителями соответствующего уровня образования.

4. Коэффициент интенсивности оборота по приему.

5. Коэффициент оборота по выбытию.

6. Коэффициент текучести.

7. Банальная оценка деловых и личных качеств.

8. Средний стаж и возраст работников.

9. Эффективность обучения и тренинга.

Показатели эффективности мотивации труда.

1. Соотношение роста средней заработной платы и производительности труда.

2. Отношение объема деятельности к фонду заработной платы.

3. Отношение доходов или прибыли к фонду заработной платы.

4. Уровень расходов на персонал.

5. Уровень расходов на социальные потребности персонала в общих расходах на персонал.

Рис. 2.2 Показатели, характеризующие эффективность труда [7, с.52].

В экономической литературе дискутируется вопрос о том, является ли труд работников торговли «производительным» или «непроизводительным». Торговля относится к производственным отраслям на том основании, что в ней совершаются операции производственного характера (транспортировка, хранение, доставка, упаковка товаров и др.). В то же время в отрасли выполняются операции, при осуществлении которых не производится новая стоимость, вследствие чего труд работников, совершающих эти операции, нельзя признать производительными.

Таким образом, суть дискуссии сводится к выяснению вопроса о результатах и характере труда работников торговли.

Сторонники непроизводственного характера труда этой категории работников в качестве основного довода приводят то соображение, что в розничной торговле не создается продукт в материально-вещественной форме. Эту точку разделял А.Смит. Современные экономисты, сторонники материально-вещественного критерия разделения труда на производственный и не производственный – Е.И.Данилов, В.М.Кудров, А.И.Новицкий и др.

Общепринятой же является точка зрения тех экономистов, которые считают, что труд работников торговли является общественно полезным, производительным, создающим «торговые услуги», являющиеся продуктом труда торговых работников.

Термин и понятие производительности используются повсеместно. Их можно встретить в заглавиях многих книг и статей. Тема повышения производительности доминирует на многих профессиональных совещаниях.

Определяют производительность труда на уровне страны, района, отрасли, предприятия. Поэтому возникает необходимость выработки специфических и обобщающих показателей производительности.

Производительность труда является частным показателем производительности с затратами живого труда. Это определение производительности труда в полной мере относится и к отрасли «торговли».

Традиционно показатель производительности торговли определяется как отношение розничного товарооборота к среднесписочной численности работников по формуле:

(2.1)

где ПТт – производительность труда торговых работников рассчитывается на основе товарооборота; Т – среднесписочная численность торговых работников [7, с. 54].

Рассчитаем данный показатель производительности для ОАО ТД «Неман» за 2001 – 2003 гг.

Главное требование, которое предъявляется к развитию данного показателя – это более быстрый рост производительности труда в сравнении с ростом средней заработанной платы. (таб. 2.2)

Таблица 2.2

Показатели производительности труда и средней заработанной платы в динамике за 2001-2003гг.

Показатели, тыс.руб.

2001г.

2002г.

% 2002 к 2001г.

2003г.

% 2003 к 2002 г.

Производительность труда на 1 работника.

Производительность труда ТОП

Средняя заработанная плата.

17458,6

29834,3

93625

24988,3

44633,8

153661

143,1

149,6

164,1

28104,6

50358,0

175477

112,5

112,8

114,2

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту