рефераты по менеджменту

Создание и совершенствование системы менеджмента качества образования в ВУЗах

Страница
1

Создание и совершенствование системы менеджмента качества образования в ВУЗах

Современные принципы управления образованием, с одной стороны, базируются на объективных критериях и методах управленческой деятельности, с другой стороны, в основание новой системы менеджмента положена политика в области качества. В соответствии с этим управление образованием должно обеспечивать развитие системы высшего образования с точки зрения его качественных характеристик. Магистральным путем решения этой задачи является создание:

систем качества;

систем обеспечения качества;

систем менеджмента качества (СМК) подготовки специалистов.

С позиции современных философских воззрений категория ≪качество≫ может быть охарактеризована как объективная, существенная, относительно устойчивая внутренняя определенность целостности предметов и явлений, а также специфических групп предметов, коллективов, систем, абстрактных представлений в их совокупности свойств.

Если философское толкование данного понятия распространяется на материальный мир и охватывает все свойства продукции, то приведенное в действующих нормативно-методических документах (ГОСТах) определение качества как совокупности свойств и характеристик изделия (услуги), относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности, применяется только по отношению к продукции.

Рассматриваемое понятие определено в международных стандартах (МС) ISO 9000:2008 следующим образом: ≪Качество — это степень соответствия присущих характеристик требованиям≫.

Следует отметить, что такое понимание категории ≪качество≫ сложилось не сразу, а прошло в своем развитии ряд стадий (табл. 1).

Если отвлечься от временных границ и обратиться к сущности эволюции подходов к менеджменту качества, то можно увидеть, что в основе различий приведенных этапов — степень охвата тех или иных стадий жизненного цикла продукции / услуги. Нагляднее всего общий характер эволюционных изменений в подходах к управлению качеством представлен в табл. 2.

Что же такое TQM (Total Quality Management)? Если кратко, то данная аббревиатура обозначает высокую эффективность системы управления качеством организации.

Total (всеобщий) означает, что все сотрудники предприятия принимают участие в процессе повышения качества. В основе TQM лежит не только оптимизация непосредственной деятельности фирмы, но и согласованное взаимодействие всехучастников единого процесса. Целью в данном случае является установление долгосрочных партнерских отношений с учетом интересов клиентов, сотрудников, поставщиков, инвесторов и общества.

Quality (качество) означает не только качество продукта, но и качество работ, процессов и функционирования предприятия в целом (например, качество управления, процесса производства, информационных потоков, деятельности сотрудников и т.д.). Понимаемое таким образом качество может быть достигнуто только тогда, когда каждый сотрудник компании старается систематически снижать количество ошибок. Качество продукции уже не проверяется задним числом, а является логическим следствием цепочки TQM.

Management (менеджмент) означает, что контроль качества представляет собой управленческую задачу. Однако в данном случае имеются в виду не только обязанности, но и определенные методы менеджмента, под которыми понимается стиль управления, требующий от руководства творческого подхода и волевого участия и допускающий активное участие сотрудников в управлении качеством.

Основой философии TQM является интегрированный взгляд на организацию с точки зрения не только потребителя, но и всех групп, заинтересованных в результатах деятельности компании (stakeholders): акционеров, персонала, деловых партнеров, общества в целом. Только при наличии у высшего руководства ясного, всеобъемлющего представления об ожиданиях своих клиентов и заинтересованных сторон можно выработать сбалансированную политику, установить цели, позволяющие оптимизировать отношения в организации.

Если раньше типичное промышленное предприятие рассматривало своих владельцев как единственную группу, заинтересованную в результатах его деятельности, то сегодня необходимо поддерживать баланс, обеспечивающий удовлетворение нужд потребителей и всех заинтересованных сторон. Принятие организацией решений в этой области — важный фактор различия между старым (реактивным) и новым (проактивным) подходом к управлению.

Реактивный подход рассматривает качество как соответствие установленным стандартам или условиям контракта: потребитель запрашивает, а поставщик предоставляет лишь запрошенное и, если позволяет ситуация, ничего больше. Позиция компании — давать минимум возможного во избежание дополнительного риска, при этом качество понимается как внешнее ограничение, а не как корпоративная ценность. При реактивном управлении организации проще формулировать свои цели, достигаемые результаты более стабильны, однако у такой компании не будет конкурентного потенциала, который можно сформировать только при использовании проактивного подхода и принципа непрерывного улучшения.

Конкурентный взгляд на качество, поддерживаемый стратегией TQM и отражающийся в проактивном подходе, предполагает соревнование по уровню качества в сознании потребителя (предоставлять за те же деньги большую потребительскую ценность, чем конкуренты) и по уровню эффективности деятельности благодаря оптимальной организации процессов и управления.

Проактивный подход к управлению исходит из главенствующей роли рынка, его суть заключается в следующих положениях.

У всех потребителей / заинтересованных групп существуют ожидания, которые компания признает и учитывает при формировании своей политики. С помощью методов, используемых для определения ожиданий рынка, последние преобразуются в цели процессов и оценивается степень удовлетворенности заинтересованных групп.

Все результаты деятельности компании (продукты / услуги) создаются благодаря процессам.

Ценный опыт, накопленный в области управления процессами, повышения качества и эффективности, распространяется на работу всей организации.

Принцип непрерывного улучшения, как постепенного, так и радикального, благодаря которому организация остается конкурентоспособной, распространяется на все результаты ее деятельности и процессы.

Таким образом, проактивный подход реализует ключевые принципы TQM и проецирует их на всю систему организации. Этими принципами являются: создание системы качества, охватывающей всю компанию; постоянная оптимизация целей на основе стратегического планирования; непрерывное усовершенствование процессов, используемых для выполнения поставленных целей.

В результате формируется интегрированная стратегия менеджмента, нацеленная на достижение совершенства в бизнесе. Критической фазой в реализации данной стратегии является формирование видения компании, базирующегося на постоянных улучшениях, и подхода к управлению, основанного на процессах. Это не единовременная программа, а длительный путь стратегического планирования, дающий компании долгосрочное конкурентное преимущество и повышающий способность организации создавать ценности.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту