Эффективность работы зависит от кадрового потенциала, от уровня и качества его профессиональной подготовки. Производительность труда напрямую зависит от квалификации работников предприятия - чем выше квалификация сотрудника, тем выше его профессиональный уровень, умение и навыки.
В целях формирования единой корпоративной культуры в организации принята «Модель компетенций персонала». Данная Модель представляет собой свод утвержденных внутри компании основных морально-этических норм и принципов, которыми работники предприятия должны руководствоваться при выполнении должностных обязанностей.
Модель компетенций состоит из трёх основных блоков: общекорпоративные компетенции, управленческие компетенции и функциональные компетенции.
Общекорпоративные компетенции — необходимы всем сотрудникам компании:
1) Ориентация на результат
2) Гибкость и адаптивность
3) Работа в команде
4) Ориентация на клиента
5) Инициативность
6) Решение проблем
Управленческие компетенции — необходимы сотрудникам, занимающим управленческие должности:
7) Управление людьми
8) Лидерство в команде
9) Управление задачами
10) Стратегическое мышление
Функциональные компетенции — необходимы сотрудникам Управления офисных продаж и обслуживания и Управления по абонентскому обслуживанию:
11) Навыки продаж
12) Коммуникабельность
13) Навыки обслуживания
14) Управление конфликтами
15) Управление стрессом
16) Наставничество
17) Активное слушание
18) Соблюдение баланса интересов сотрудника и компании.
Данные по количественному и качественному составу персонала приведены в таблицах 2.8—2.10
Таблица 2.8 — Среднесписочная численность персонала 2007—2009 г.
| Год | Списочная численность персонала, чел. | 
| 2007 | 1040 | 
| 2008 | 1200 | 
| 2009 | 1160 | 
Таблица 2.9 — Кадровый состав СООО «МТС» 2007—2009 г.
| Показатели | Категории | Года | ||
| 2007 | 2008 | 2009 | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
| по качественному составу | мужчины | 49% | 49% | 52% | 
| женщины | 51% | 51% | 48% | |
| по возрастным группам | до 30 лет | 42% | 39% | 41% | 
| от 31 до 40 лет | 19% | 21% | 22% | |
| от 41 до 50 лет | 20% | 21% | 22% | |
| от 51 до 55 лет | 15% | 14% | 13% | |
| старше 55 лет | 4% | 4% | 2% | |
| по уровню образования | высшее | 80% | 84% | 87% | 
| среднее профессиональное | 15% | 14% | 12% | |
| среднее общее | 5% | 2% | 1% | |
| по профессиональной категории | руководители | 1% | 1% | 1% | 
| специалисты | 85% | 87% | 88% | |
| рабочие | 14% | 12% | 11% | |
Исходя из данных таблицы 2.8 видно, что численность работников в 2009 г. сократилась на 40 чел. по сравнению с 2008 годом.
Анализируя таблицу 2.9, отметим, что в СООО «МТС» работает примерно одинаковое количество мужчин и женщин. По возрастному составу преобладают лица до 30 лет, что говорит о том, что в компании реализуется программа поддержки молодых специалистов. По данным 2009 г. 87 % специалистов имеют высшее образование. По сравнению с предыдущим годом показатель вырос на 3 %, это говорит о том, что работники компании заинтересованы в саморазвитии и повышении профессионального уровня.
Можно также отметить, что удельный вес молодых работников на руководящих должностях составляет более 30 %.
Рассмотрим состав кадров отдела Продаж и абонентского обслуживания, в частности справочно-информационной группы (таблица 2.10)
Таблица 2.10 — Кадровый состав отдела Продаж и абонентского обслуживания (справочно-информационная группа)
| Год | Общая численность, чел. | Уровень образования | ||
| Среднее профессиональное, чел. | Незаконченное высшее, чел. | Высшее, чел. | ||
| 2007 | 102 | 18 | 61 | 23 | 
| 2007 | 122 | 17 | 66 | 39 | 
| 2009 | 118 | 16 | 59 | 43 |