рефераты по менеджменту

Риторика как наука убеждения

Страница
5

Если ваши размышления - это поиски решений того, например, куда лучше вложить деньги; менять работу или нет; в какую школу отдавать ребенка и так далее, - то есть они лежат в области насущных вопросов, - то такие раздумья не формируют вас. Другими словами: они ничему вас не учат. И значит, не могут помочь вам освоить то или иное ремесло.

Размышления над сущностными проблемами - это не абстрактные раздумья о судьбах мира и о своем месте в этом мире. Это конкретный анализ того, как ты прожил в этом мире сегодня.

Замечательно и очень образно говорит об этом Далай-лама: «Когда река течет быстро, ее русло трудно рассмотреть. Если же Вам каким-то образом удается остановить течение воды в обоих направлениях, Вы отчетливо увидите дно реки. Точно так же, когда Вы остановите погоню ума за внешними объектами, мысли о прошлом и будущем и т. д., но в то же время не отключите его совсем, вы увидите то, что находится на глубине, ниже обычного потока мыслей».

Останавливать реки для нас дело непривычное. Производить некий анализ собственного существования немногие из нас умеют.

Почему так происходит? Почему размышления о насущном всегда преобладают в наших головах?

То, что мы позволяем Жизни обходиться с нами так, как ей, Жизни, заблагорассудиться, и не хотим программировать себя на те или иные поступки, - одна из самых главных наших ошибок.

Мы ли сами в этом виноваты?

Отчасти. Но виновато и общество, в котором мы живем, и которое диктует нам свои законы.

Абсолютно прав Уилсон, утверждая, что «в каждом обществе поведение людей максимально приближено к ожидаемому в этом обществе поведению"

О чем говорит Уилсон? В сущности, о том, что быть свободным - трудно, если даже не вовсе не возможно. А чтобы понять поведение граждан, надо не граждан изучать, а ожидания общества.

Чего же ожидает общество сегодня от своих граждан? Умения решать практические проблемы. Мудрецы, философы сегодня никого особенно не интересуют.

Даже произведения искусства, которые, казалось бы, должны обращать человека к размышлениям о самых сущностных, самых важных проблемах человеческой жизни, сегодня в основном занимаются другим: нынче основная задача искусства - развлекать. И кино, и эстрада, и даже театр сегодня в большинстве своем озабочены тем, чтобы предоставить человеку возможность передохнуть от суетного бега, чтобы с новыми силами броситься бежать дальше.

Мы возвращаемся к тому, о чем уже говорили: обществу и государству выгодны бегающие граждане - люди, которым кажется, будто они размышляют над важными проблемами, хотя на самом деле это, как правило, размышления в суете.

Значит,

умение размышлять - то есть идти путем:

сомнений - это еще и путь к тому,

чтобы быть свободным.

Оно и понятно: сомневающиеся люди не могут объединиться в толпу. Толпа - пристанище людей, уверенных в чем-то - что надо куда-то за чем-то бежать, или стоять за чем-то в очереди, или что-то громко декларировать, или против чего-то громко" протестовать.

Ну хорошо. Предположим, Вы поверили мне в том, что размышления над сущностными вопросами - процесс полезный в принципе и просто необходимый для тех, кто хочет научиться брать интервью.

Что дальше?

Можно ли научиться останавливать течение рек? Можно ли научиться размышлять?

Обо всем об этом расскажу позже.

Задание 12. Студенты обычно пишут конспекты лекций, это один из традиционных учебных жанров. Попытайтесь проанализировать и оценить структуру этого жанра и механизм работы над ним. При этом ответьте на вопросы: а) насколько конспектирование отстает от течения лекции? Б) удается ли выделить для конспекта действительно важнейшее в содержании лекции? В) повторяете ли вы в конспекте синтаксические конструкции лектора? Г) каковы синтаксические особенности конспекта, преобладающие типы предложений; насколько вы осваиваете терминологическую лексику, как вам удается делать сокращения? Есть ли в ваших записях собственные индивидуальные знаки, облегчающие сокращение?

Как вы считаете, содержит ли сам процесс конспектирования творческий элемент или это работа механическая? Может ли другое лицо пользоваться вашим конспектом или он слишком индивидуален?

Раздел II.

Структура и свойства ораторской речи

Культура речи оратора

Задание 1. Попытайтесь в течение недели тщательно вести самоанализ (используйте записную книжку) с целью систематики своих наиболее типичных ошибок в словах и речевых оборотах (штампы, канцеляризмы, вульгаризмы, жаргонизмы, слова-паразиты).

Задание 2. Разграничьте слова, смешиваемые по оттенкам значения: это могут быть синонимы, но не во всех случаях.

Пустословие – многословие – словоблудие – красноречие.

Говорливый – словоохотливый – многоречивый – болтливый.

Родина – отчизна – отечество.

Сверкает – сияет – блещет.

Рабство – неволя – несвобода – угнетение – гнет – плен.

Ложь – неправда – клевета – поклеп – лжесвидетельство.

Вестибюль – передняя – фойе – рекреация – предбанник.

Сравнение – сопоставление – параллель – аналогия – ассоциация.

Образец – стандарт – модель – парадигма.

Клиника – поликлиника – амбулатория – лечебница.

Мелодика – мелодия – мелодичность – меломания.

Образ – изображение – образность – изобразительность.

Звук – звучность – звучание.

Изменник – предатель – перебежчик.

Коммуникация - коммуникативность – коммуникатор.

Компетенция – осведомленность – знание – образованность – ученость.

Роман – романтизм – романтичность.

Талант – талантливость – одаренность.

Интеллигент – интеллигенция – интеллектуал – интеллект.

Задание 3. Раскройте многозначность слов по следующим их способностям:

слово

его 2-е, 3-е и другие значения по нормативным словарям

переносные значения

фразеологические единицы

Золото, среда, печать, земля, рука, ручка, звено, летать, ползать, молчание, рыба, рык, рак, дом, кровь, стоять, мысль, воображение, рынок, стареть, тайна, время, влево, начерно, направо, подниматься, белый, единица, перевести, взор.

Задание 4. Укажите источники и объясните значение следующих крылатых слов.

В тени пирамид, падший ангел, горе от ума, Мафусаиловы веки, я умываю руки; и ты, Брут!; кесарю – кесарево; добрый молодец; не сотвори себе кумира; что станет говорить княгиня Марья Алексеевна; китайская грамота; лебедь, рак да щука; применительно к подлости; карету мне, карету; Давид и Голиаф; лисица видит сыр; эзопов язык; нести свой крест; хлеб наш насущный.

Задание 5. Составьте текст и употребите в нем данные ниже выражения:

Спящая красавица, принцесса на горошине, гадкий утенок, скупой рыцарь, леди Макбет, Дон Кихот Ламанчский, застывшая музыка, не хлебом единым, живой труп, за что арапа своего младая любит Дездемона?

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту