рефераты по менеджменту

Риторика как наука убеждения

Страница
7

а) наиболее сенсационное событие, произошедшее в вашем вузе (в группе) в последний месяц;

б) наиболее яркое событие в вашей жизни.

Задание 18. Постройте логические определения пяти понятий по выбору из следующего списка: «речь» («речевая деятельность»), «текст», «культура речи», «коммуникабельность» («общительность»), «артистизм», «поэт», «деловая риторика», «приказ», «университетская лекция», «заикание», «переводчик», «Телеканал «Культура»», «консультация».

Образец:

ближайший род: свойство личности

Определяемое понятие:

«коммуникабельность»

отличительные признаки:

доброжелательное отношение к людям;

раскованность и сдержанность, умение владеть собой;

свободное владение языком и механизмами речи;

владение риторическими умениями, культурой речи.

Языковые средства изобразительности и выразительности речи

Задание 19. Рекламный текст об электронных словарях назван «Переводчик, который всегда с тобой» Оцените логику такого названия с точки зрения его изобразительности и выразительности. Приведите заведомо более слабые варианты названия, уступающие в изобразительности и выразительности. Ранжируйте их с точки зрения изобразительности и выразительности.

Задание 20. Вы хотите доказать своему товарищу, что занятия деловой риторикой принесут ему практическую пользу. Приготовьте убеждающий текст из нескольких предложений, стараясь сделать его максимально изобразительным. Затем попытайтесь усилить выразительность сообщения, варьируя композицией и новыми заголовками. Подберите к своему сообщению эпиграф, нацеленный на то, чтобы облегчить понимание вашего сообщения.

Задание 21. Создайте наиболее выразительную композицию и подберите графическое оформление (используя разные шрифты) следующего текста: «На работу в фирму «Донтранс», телефон которой 888888, требуются водители грузового транспорта, семейным предоставляется общежитие».

Риторические средства

Задание 22. Используя атрибуцию, составьте 2 коротких описания каких-либо строений, демонстрирующие, соответственно, их достоинства и недостатки. Сопоставьте эти тексты с исходным материалом, лишенным атрибуции.

Задание 23. Опишите деятельность какого-либо офиса, используя и не используя гипонимизацию. Потренируйтесь на этом описании в умении ослаблять или усиливать степень гипонимизации.

Задание 24.Измените следующее высказывание, используя гипонимизацию и синонимию для усиления их выразительности.

В магазине имеется товар в хорошей упаковке. Малоимущие не в состоянии приобрести товары первой необходимости. Здание находится в плохом состоянии: необходимы стройматериалы.

Задание 25. Измените высказывание, используя атрибуцию:

Оратор отказался прокомментировать вопрос о задержках зарплаты. Лектор иллюстрировал жизнеспособность экономической модели примерами.

Задание 26. Используйте в следующем высказывании разнообразные изобразительные средства.

Недавно таможня передала городскому зоопарку партию животных, задержанную при вывозе из России.

Задание 27. Дайте две короткие характеристики учебного заведения (одну заведомо положительную, другую - отрицательную), используя все известные средства усиления изобразительности. Сопоставьте эти характеристики исходной установкой, лишенной изобразительности.

Задание 28. Вы собрали ваших сотрудников в начале рабочего дня и хотите несколькими убеждающими фразами вселить в них оптимизм, убедить их в том, что работа с самоотдачей даст должный результат. Приготовьте эти несколько фраз, используя анафору. А затем перестройте ваше сообщение, используя фигуру прибавления – стык. Как изменится от этого акцент в вашей аргументации? Наконец, придумайте случай (в рамках заданной ситуации начала рабочего дня), когда анафора будет явно уместнее стыка и когда стык будет явно уместнее анафоры.

Задание 29. Еще Гораций уподоблял государство кораблю. Впоследствии эта метафора неоднократно «разворачивалась» разными авторами. Порассуждайте о современном состоянии нашего государства, используя развернутую метафору государство – корабль. Цель рассуждения - обосновать ваш выбор в последнюю президентскую компанию.

Задание 30. Вы проводите набор на платные компьютерные курсы. Вам представилась возможность выступить перед школьниками и рассказать им об этих курсах. Школа с языковым уклоном, и далеко не все видят для себя пользу в изучении компьютера. Придумайте развернутую метафору (или анаподозис), с кристальной ясностью доказывающую, что вашим слушателям нужны компьютерные курсы.

Задание 31. Подберите положительно и отрицательно окрашенные перифразисы к словам и словосочетаниям спиртные напитки, сигарета, дешевые товары, дорогие товары, высокая зарплата, низкая зарплата.

Задание 32. Вспомните, в чем разница между гипофорой и риторическим вопросом. Подготовьте краткую речь, которая начиналась бы с гипофоры и содержала бы один или несколько риторических вопросов. Тема речи – необходимость повышения квалификации.

Задание 33. Найдите в речи защитника Я.С. Кисилева фигуру дистинкции и объясните, в чем смысл ее употребления. Придумайте свой пример с уместным употреблением дистинкции.

Но в этом повинны не столько мы, сколько само дело. По нему невозможно вынести приговор, который в какой-то степени удовлетворил бы обе стороны, нельзя прийти к выводу: в чем-то право обвинение, а кое в чем права защита. Нет, одно из двух : или подсудимый – человек без совести и чести, он цинично преследовал потерпевшую, а теперь тоже цинично клевещет на нее, или потерпевшая, которая отнюдь не потерпевшая, цинично обманывала честного и порядочного человека, а когда обман должен был раскрыться, она, чтобы помешать этому, возводит ложное обвинение . Или – или! Третьего не дано.

Диалоги, их виды. Дискуссионная речь

Задание 35. Познакомьтесь с отрывком из книги Цицерона «Оратор». Что общего, по его мнению, между ораторской речью и искусством спора? Чем они отличаются?

Итак, я полагаю, что совершенный оратор должен не только владеть свойственным ему искусством широко и пространно говорить, но также обладать познаниями в близкой и как бы смежной с этим науке диалектиков. Хоть и кажется, что одно дело речь, а другое спор, и что держать речь и вести спор вещи разные, - однако суть и в том и в другом случае одна, а именно – рассуждение. Наука о разбирательстве и споре – область диалектиков, наука же о речи и ее украшениях – область ораторов. Знаменитый Зенон, от которого пошло учение стоиков, часто показывал различие между этими науками одним движением руки: сжимая пальцы в кулак, он говорил, что такова диалектика, а, раздвигая пальцы – что такую ладонь напоминает красноречие. А еще до него Аристотель сказал в начале своей риторики, что эта наука представляет как бы параллель в диалектике, и они отличаются друг от друга только тем, что искусство речи требует большей широты, искусство спора – большей сжатости.

Задание 36. Составьте сценарии дискуссионных ситуаций по вашему выбору. Войдите в роль спорящих. Сформулируйте позицию каждого.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту