рефераты по менеджменту

Профессиональная деятельность в условиях рынка

Страница
2

Ученые обследовали 38 студентов физкультурного вуза в возрасте от 19 до 28 лет. Во многих других институтах конкурс очень высок, и поступившие туда студенты, презрев трудности, явно ориентировались на ценность профессии, поэтому ученые остановили выбор именно на спортсменах. Испытуемые должны были ответить "да" или "нет" на 50 пунктов вопросника, половина которых относилась к ценности, а половина - к доступности выбранной специальности. Например, в шкалу "Ценность" вошел пункт "Моя профессия будет играть важную роль в развитии моей личности", а в шкалу доступность: "Я выбрал свою профессию потому, что здесь мне легче учиться". Кроме этого, чтобы определить темперамент студентов, им предлагали еще один вопросник, а для определения фоновой активности мозга снимали электроэнцефалограмму.

Как показали исследования, у студентов, которые ориентировались главным образом на ценность профессии, кора головного мозга более активированна, особенно ее передние отделы, которые регулируют поведение человека. По темпераменту эти ребята холерики или сангвиники. У них деятельный ум, они живо и эмоционально реагируют на происходящее и более работоспособны.

От таких студентов сильно отличаются те, для которых главное в будущей специальности - ее доступность. Их мозг больше сконцентрирован на внутренних процессах организма, чем на внешних событиях, поэтому активность коры головного мозга, особенно в лобных отделах, снижена. Эти студенты более вялые, менее работоспособные; что же касается интеллектуальной деятельности этих студентов, то они, увы, тугодумы.

Вопросники и электроэнцефалограммы - научный метод исследования. Большинству родителей, чтобы определить темперамент и интеллектуальный потенциал своего ребенка, эти ухищрения не нужны. Темперамент человека изменить нельзя, поэтому бессмысленно вести с флегматичным отроком длинные педагогические беседы с целью пробудить его честолюбие. Он может уступить бешеному родительскому напору и подать документы в Институт международных отношений, но это не значит, что он пожелал трудиться, не жалея сил, в надежде стать послом. Не станет он послом, потому что не выдержит больших и длительных усилий, а родители не смогут вечно его подталкивать. Такой человек сочтет себя неудачником и вряд ли будет счастлив. Но было бы ошибкой махнуть рукой на живого, сообразительного и увлекающегося лентяя. Этого вразумить можно.

Очень часто вчерашние школьники выбирают жизненный путь под влиянием родителей. Пусть же родители поймут, что не все в их руках. Бессмысленно бороться с природой, лучше присмотреться к своему чаду и позволить ему следовать собственным склонностям.

Труд. Мотивация к труду.

Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом. Вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом ещё более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности. Сегодня, для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности, и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов. Формирование таких работников – задача мотивационного менеджмента. Что же представляет собой мотивация, и как она влияет на организационное поведение?

Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов.

Способы мотивации

Существуют различные способы мотивации, из которых назовем следующие:

q Нормативная мотивация – побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;

q Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;

q Стимулирование – воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Первые два способа мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ – стимулирование – косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов – стимулов.

Центральное место в теории мотивации занимает понятие «мотив». Мотив – это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Нередко мотивы определяют и как первоначально не актуализированную готовность человека к определенному поведению. Актуализация мотива означает превращение его в главный импульс психологической активности, детерминирующий поведение. Какие же стороны поведения человека раскрываются в понятии мотива?

Мотив характеризует, прежде всего, волевую сторону поведения, т.е. он неразрывно связан с волей человека. Можно сказать, что мотив – это импульс и причина человеческой активности. Он представляет собой преимущественно осознанное побуждение. Несмотря на то что многие мотивы зарождаются в подсознании, тем не менее, они становятся движущей силой, детерминантой поведения, лишь, будучи в большей или меньшей степени осознаны. Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий. Он – феномен психологии, субъективной реальности, т.е. сознания и подсознания. Хотя мотив выражает готовность к действию, побуждает к нему, он может и не перерасти в действие или поведение, в этом случае имеет место борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них.

Основные звенья механизма мотивации

Мотивы существуют в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями, образуя сложный механизм мотивации. Он включает в себя потребность, притязания, стимулы, установки, оценки и т.д. (см. схему).

Исходным звеном, первым «полюсом» механизма (схема) является потребность, выражающая нужду, необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Потребности могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе жизни и воспитания.

Реальными, соотносимыми со средой формами проявления потребности выступают притязания и ожидания (экспектации). Они являются как бы следующим после потребности звеном механизма мотивации. Притязания представляют собой привычный, детерминирующий поведение человека уровень удовлетворения потребности. На базе одной и той же потребности могут сформироваться различные притязания и ожидания. Так, у одного человека первичная потребность в питании может быть удовлетворена с помощью дешёвых бутербродов, у другого же ее нормальное удовлетворение предполагает изысканный обед в дорогом ресторане.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту