рефераты по менеджменту

Анализ взаимосвязи самоэффективности руководителя и участников рабочей группы

Страница
6

Математическая обработка данных исследования производилась с использованием статпакета SPSS 16.0. Применялись следующие методы обработки: параметрический критерий t-Стьюдента, дисперсионный анализ ANOVA, критерий корреляции r- Спирмена.

Характеристика группового задания

Согласно специфике теоретического конструкта и особенностям эмпирического исследования, экспериментальное упражнение разрабатывалось с учетом ряда условий. Особое внимание к содержанию задание требуется для контроля побочных переменных. Были определены ключевые требования к экспериментальному заданию, которые представлены ниже.

Длительное выполнение (2 дня) – данное условие необходимо для проявления групповых реакций и групповой работы;

Объемная задача (необходимость распределение задач и делегирования) – это условие требуется для раскрытия руководителем своей роли и проявления феномена руководства. В случае если упражнение будет слишком малым, руководитель группы не сможет в полной степени проявить и выполнить свои задачи;

Новая задача для участников – предыдущий опыт решения задач может оказать существенное влияние на самоэффективность участников, и это условие контролирует данную побочную переменную. Соответственно упражнение составлялось с учетом уровня компетентности и знаний экспериментальной выборки.

Инструкция к упражнению, предъявляемая руководителю, звучала следующим образом:

Вы назначены руководителем рабочей группы консультантов по организационному развитию.

Руководство компании Х представило Вам и Вашей команде задачу по созданию программы мотивации сотрудников.

Программа должна представлять собой документ с описанием предлагаемых мероприятий по повышению уровня трудовой мотивации сотрудников компании.

На выполнение задания Вашей группе отводится 2 дня, в течение которых назначены 2 очные встречи с участниками группы по 80 минут каждая.

С полным текстом задания можно ознакомиться в приложении (Приложение В).

Характеристика выборки

В качестве основной выборки выступили 130 студентов различных курсов Национального Исследовательского Университета – Высшая Школа Экономики. Для экспериментальной выборки на роли участников группы были отобраны 22 студента 2-3 курса с низким и среднем уровнем самоэффективности в соответствии со статистическими нормами, представленными в таблице 1. Важно отметить необходимость уравнять группы по основным характеристикам (пол, возраст, уровень самоэффективности участников).

Роли руководителей исполнили 6 студентов старших курсов с высоким и низким уровнем самоэффективности.

Обоснование выборки

В экспериментальных целях в качестве испытуемых-участников и испытуемых-руководителей были отобраны студенты разных курсов. Студенты старших курсов в большей степени могут соответствовать роли руководителя, поскольку, во-первых, обладают большим опытом, а, во-вторых, имеют больший авторитет для группы испытуемых-участников.

Процедура исследования

Процедура эмпирического исследования включает несколько этапов.

I Этап – подготовительный

На данном этапе проводилось предварительное тестирование уровня самоэффективности всех испытуемых. Были измерены показатели самоэффективности 130 студентов Национального Исследовательского Университета – Высшая Школа Экономики. Далее для участия в основной фазе эксперимента были приглашены студенты, отобранные по показателям самоэффективности. В качестве испытуемых-участников были отобраны испытуемые с низким и среднем уровнем самоэффективности в соответствии со статистическими нормами (Таблица 1). К исследованию приглашались студенты, показавшие низкий уровень самоэффективности хотя бы по одной из измеренных шкал.

На роли испытуемых-руководителей были отобраны шесть студентов магистратуры Национального Исследовательского Университета – Высшая Школа Экономики. Руководители трех экспериментальных групп имели высокий уровень самоэффективности. Другие три руководителя по результатам предварительного измерения – низкую самоэффективность.

Случайным образом испытуемые были разделены на 6 экспериментальных групп. В каждую группу вошел один испытуемый-руководитель и 3-4 испытуемых-участников. Далее экспериментальное воздействие проводилось в этих мини-группах.

II Этап – экспериментальный

Для целей эксперимента каждой группе назначалась сессия очных встреч (2 встречи, распределенные во времени, по 80 минут каждая). Встречи проходили в специально отведенных аудиториях, также испытуемые получили дополнительные материалы для выполнения упражнения: ручки, бумагу, маркеры.

При первой встрече испытуемый-руководитель получал инструкцию к групповому заданию от экспериментатора. Контакт экспериментатора и испытуемых-участников был ограничен с целью сохранения авторитета испытуемого-руководителя и минимизации эффекта экспериментатора. Далее руководитель самостоятельно проводил инструктаж испытуемых и дальнейшую координацию работы группы.

III Этап – повторное тестирование

По окончанию групповых встреч испытуемым предлагалось заполнить ряд методик. Комплект методик отличался для испытуемых-участников и испытуемых-руководителей. Участники заполняли методики по измерению уровня самоэффективности и авторскую методику по субъективной оценке эффективности работы группы и компонентов деятельности руководителя. Испытуемые-руководители заполняли методику по оценке стиля руководства.

Дальнейшие этапы исследования включали обработку, анализ и интерпретацию результатов.

Результаты исследования

Эмпирические результаты исследования были проанализированы с использование математико-статистического аппарата. Статистическая обработка данных включала несколько этапов. Были оценены межгрупповые различия для выявления причинно-следственных связей и проведен корреляционный анализ.

I Этап – проверка нормальности распределения

Для дальнейшего корректного использования статистических методов анализа данных мы проверили нормальность распределения измеренных показателей. Для этих целей использовался статистический критерий Колмогорова-Смирнова. В таблице 2 представлены результаты анализа.

Уровень значимости по каждому измерению самоэффективности превышает уровень 0,05, следовательно, мы можем делать вывод о том, что наше эмпирическое распределение приблизительно соответствует нормальному. Таким образом, для дальнейшего анализа мы можем использовать параметрические методы: критерий t-Стьюдента для независимых выборок и дисперсионный анализ ANOVA.

Таблица 2 – Статистический критерий нормальности распределения

Название переменной

Значение критерия Колмогорова-Смирнова

Уровень значимости

Самоэффективность деятельности

Измерения до экспериментального воздействия

0,468

0,981

Самоэффективность общения

0,836

0,486

Общая самоэффективность

0,874

0,43

Самоэффективность деятельности

Измерения после экспериментального воздействия

0,691

0,725

Самоэффективность общения

0,655

0,785

Общая самоэффективность

0,639

0,809

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту