рефераты по менеджменту

Анализ взаимосвязи самоэффективности руководителя и участников рабочей группы

Страница
1

Введение

В условиях современной российской действительности, все большее внимание уделяется проблеме эффективности человеческой деятельности. Особенно остро данный вопрос стоит в рамках организационного аспекта. Эффективная деятельность работников организации является залогом успешности организации на рынке. В связи с этим перед психологией стоит задача изучение детерминант эффективного поведения человека. Должного внимания заслуживает изучение внутри личностных переменных, которые определяют эффективность поведения в различных областях жизнедеятельности. Одним из таких конструктов является самоэфективность. Данное понятие было введено А.Бандурой и обозначает представления человека о своей способности успешно справляться с конкретной деятельностью.

Автором были определены основные факторы формирования самоэффективности: личный опыт, косвенный опыт, убеждение, физическое, психологическое, эмоциональное состояние.

В организационном контексте проблема самоэффективности открывается под новым углом. В ходе групповой работы большое влияние на участников команды оказывает ее руководитель. Он организует и направляет деятельность, осуществляя также при этом определенное воздействие на человека. Таким образом, личность руководителя может оказывать существенное влияние на участников группы, в том числе и на их внутреличностные конструкты. Описанные в литературе факторы формирования самоэффективности, на наш взгляд, не раскрывают специфику групповой работы. Вероятно, что личность руководителя может служить детерминантой самоэффективности участников группы.

В рамках данной работы нам представляется интересным следующий вопрос. Существует ли взаимосвязь уровня самоэффективности руководителя и участников группы. Иными словами, может ли высокая самоэффективность руководителя служить предиктором высокой самоэффективности остальных участников группы.

Научная новизна исследования

В рамках отечественной психологии конструкт самоэффективности недостаточно полно изучен. В отечественных исследованиях он представлен в основном в рамках педагогической психологии [5; 6; 18]. Наше исследование позволит рассмотреть процесс изменения самоэффективности в групповой работе под контролем руководителя. Такой подход открывает возможность более активного изучения конструкта в организационном аспекте.

Теоретическая значимость

Исследование расширяет научные представления о феномене самоэффективности. Оно вносит вклад в понимание механизмов, воздействующих на самоэффективность, и раскрывает специфику данного процесса в групповой деятельности. Под новым углом открывается конструкт самоэффективности в соотношении с феноменом руководства, и данная работа может стать базой для будущих исследований в этой области.

Практическая значимость

Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами как основа для формирования эффективной команды и оптимизации групповой работы. Данные исследования могут найти применения в сфере управления человеческими ресурсами, обучении и развитии персонала в организации. Полученные данные могут служить базой для тренингов и консультаций по заданной тематике. Также результаты исследования могут быть использованы при психологическом консультировании, индивидуальной работе с руководителями, коучинге.

Цель исследования изучить взаимосвязь самоэффективности руководителя и участников рабочей группы.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи.

Теоретические задачи:

Проанализировать конструкт самоэффективности и дать его определение в рамках работы;

Описать и проанализировать связь феномена руководства и самоэффективности;

Сформировать схему эмпирического исследования.

Методические задачи:

Определить и обосновать основной метод исследования;

Выбрать методики для измерения уровня самоэффективности;

Разработать программу эксперимента.

Эмпирические задачи:

Определить и обосновать экспериментальную выборку;

Произвести сбор эмпирических данных согласно программе исследования;

Провести статистическую обработку данных и анализ результатов;

Проинтерпретировать результаты.

Объект исследования

Саммоэфективность участников рабочей группы.

Предмет исследования

Взаимосвязь самоэффективности руководителя и участников рабочей группы.

Гипотеза

Самоэффективность руководителя влияет на самоэффективность участников группы.

Частные гипотезы

1. Высокая самоэффективность руководителя способствует повышению уровня самоэффективности участников группы.

2. Низкая самоэффективность руководителя способствует понижению самоэффективности участников группы.

Положения, выносимые на защиту

В ходе групповой деятельности личность руководителя, а именно его самоэффективность, оказывает влияние на изменение уровня самоэффективности участников группы.

Руководитель с высокой самоэффективностью способствует повышению самоэффективности своих подчиненных, в то же время у подчиненных, чей руководитель обладает низкими показателями, самоэффективность в ходе совместной работы будет понижаться.

Самоэффективность участников группы связана с субъективной оценкой групповой работы. Участники, взаимодействующие с высоко самоэффективным руководителем, выше оценивают эффективность работы группы.

Теоретический анализ понятия самоэффективности

Конструкт самоэффективности был подробно описан впервые А.Бандурой в рамках его социально-когнитивной теории, а затем и его последователями Р. Шварцер, А.Н. Алексюк и др. В отечественной психологии проблема самоэффективности является относительно новой, и исследований в данной сфере все еще недостаточно, тем не менее, она набирает популярность, в особенности в приложении к учебной деятельности [5; 18]. Отметим, что данная тематика также распространена и среди зарубежных психологов [31; 38; 40]. Другие направления прикладных исследований обращены в сферу организационной психологии и связаны с практикой управления персоналом [20]. В рамках психологии личности концепт самоэффективности часто сравнивают с понятием жизнестойкости, локуса контроля, уверенности в себе и другими [41].

В отечественной психологии исследования самоэффективности пока носят, как правило, фрагментарный характер: она изучается в них как одна из личностных особенностей наряду со многими другими и редко становится объектом самостоятельных исследований. В то же время в зарубежной литературе можно встретить тысячи работ, посвященных непосредственно специфике конструкта самоэффективности относительно различных видов деятельности и других психологических феноменов.

Определение понятия самоэффективности

А. Бандура писал, что самоэффективность есть «убеждения человека относительно его способности управлять событиями, воздействующими на его жизнь» [22, с. 73]. Важно заметить, что это не то же самое, что ожидания человека относительно результатов или последствий его действий. Самоэффективность - это уверенность человека в том, что он может осуществить некоторые конкретные действия, тогда как предположения о результате относятся к тому, что он думает о возможных последствиях своей деятельности.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту