рефераты по менеджменту

Принципы штрихового кодирования

Страница
1

Введение

Наличие штрихового кода на потребительском товаре, а если быть точным, то не только на нем, но и на транспортной упаковке, стало нормой уже давно. Известно, что теперь практически 100% продукции, которая выпускается в развитых странах мира для потребительского рынка, имеет на упаковке (или на этикетках, что сопровождают товар) штриховой код EAN, который определяет производителя и товар. Это способствует повышению конкурентоспособности, увеличению спроса на эту продукцию и удовлетворяет современным нормам торговли и внешнеторгового обмена. Нанесение штрихового кода на упаковку и этикетки стало обязательным требованием в США, Канаде, странах Западной Европы и Юго-восточной Азии, а в некоторых из них даже запрещено импортировать и реализовывать на рынке продукцию без штрихового кода EAN или UPC.

История штрихового кодирования

Первое упоминание о штриховой кодировке приходится на тридцатые годы - в Гарвардской школе бизнеса была защищена диссертация на такую тему, а вскоре по завершении Второй мировой войны получен патент на штриховые коды. Но на практике их применили лишь в 60-х годах американские железнодорожники при выполнении дежурной идентификации своих вагонов. С развитием микропроцессорной техники работа с кодами значительно ускорилась, и уже в 1973 г. США приняли Универсальный товарный код (UPC), пригодный к использованию как в промышленности, так и в торговле. В Европе в 1977 г. под названием Европейской системы кодировки (EAN) утвердилась своя система кодировки. В настоящее время в мире существует немало вторых кодов, но они не имеют такого распространения как коды UPC и EAN. Ведь ими кодируется до 90% всех товаров, что производятся в США, 80% ФРГ, около 70% - во Франции, почти 50% - в Швеции и т.д.

За границей настойчиво придерживаются принципа ответственности производителя товаров за нанесение на товар штриховых кодов, и в условиях существующей там конкуренции этот принцип постоянно соблюдался. Более того, для многих фирм нанесение штрихового кода на товар или его упаковку поднимает их престиж, часто играет роль рекламы товара и самого предприятия. Информация, заложенная в штриховом коде, предназначена в первую очередь для продавцов, а в целом и для потребителей. Суть в том, что штриховой код вначале создавался как средство передачи информации вдоль товарной цепи: производитель, оптовик, розничный продавец, покупатель. На первых двух участках этой цепи штриховой код помогает грамотно, квалифицировано, качественно обслужит партию товара; знать, когда, кому, сколько, по какой цене ее было отгружено. А в предприятии торговли знать, какой товар, по какой цене в этот момент пользуется наибольшим спросом, куда обратиться за пополнением этого запаса и тому подобное. Кроме того, штрих-код облегчает инвентаризацию, учет, контроль, сохранение продукции. Если купленный товар оказался некачественным, обращаясь к продавцу, покупатель может легко установит фирму-поставщика этого товара и заявит ей свои претензии. В случае, когда продавец не имеет необходимой информации, он (или покупатель) может обратиться с соответствующим вопросом к национальной ассоциации автоматической кодировки продукции, которая существует в каждой стране-члене ЕА. В январе 1995 года (с тех пор, как функционирует Общий рынок), на все товары, которые поступают в Европу, должен наноситься штриховой код. Это является одним из обязательных условий поставки.

В Украине была разработана Государственная программа перехода на международную систему учета и статистики, создана Национальная нумеровальная организация "EAN - Украина", которая решением Европейской Ассоциации (ЕА International) была принята в Ассоциацию Товарной Нумерации от Украины. Программа работ содержала мероприятия по созданию стандартов для системы штриховой кодировки, технических и программных средств нанесения штриховых кодов, документации, которая регламентирует их применение. [1, с.392]

Согласно нормам международного рынка на всех потребительских товарах на упаковке должен быть нанесен штриховой код (штрих-код) — чередующиеся в определенном порядке черные полоски на белом фоне, или, как его еще называют, «зебра». Система штрихового кодирования предназначена для идентификации товаров и была создана, как способ передачи информации по всей товарной цепочке: производитель — оптовик — розничный торговец — покупатель. Первым двум звеньям это помогает квалифицированно и качественно обслужит партию товара, знать, когда, кому, куда оная будет отгружена. В магазине — какой товар на данный момент пользуется наибольшим спросом, каковы его запасы, куда обратиться за пополнением и т.д. Кроме того, штрих-код облегчает инвентаризацию, учет, складирование товара. В случае каких-либо претензий к приобретенному товара покупатель может обратиться к продавцу установит производителя и связаться с ним.

Наличие штрих-кода на маркировке товара является обязательным условием реализации товара в развитых западных странах. Но право поставить штрих-код на свой товар имеет далеко не каждый производитель. Этим правом обладают лишь те предприятия, которые официально зарегистрированы в национальной ассоциации. Самовольное использование штрих-кода является нарушением международных правил и предусматривает применение соответствующих санкций.

Рядовой потребитель с помощью кода не получит всей информации о товаре. Оная считывается специальными приборами — сканерами и предназначена не для потребителей, а в основном для производителей, поставщиков и торговых организаций. По цифрам, которые наносятся под штриховым обозначением, потребитель может установит по первым двум-трем цифрам лишь страну производителя.

Украина вступила в EAN в 1995 году. 29 мая 1996года было принято Постановление Кабинета Министров Украины №574 «О введении штрихового кодирования товаров». В связи с этим было разработано Положение о штриховом кодировании товаров, утвержденное приказом Министерства экономики вот 20.08.2002г. № 255, которым регламентируется порядок штрихового кодирования товаров в Украине. Сегодня около 6000 украинских предприятий используют в работе систему EAN. Для сравнения: в Германии таких предприятий и фирм – 73 тыс., в Японии – 88 тыс., во Франции – 22 тыс.

По оценкам специалистов «ЕАN Украина», в Украине насчитывается около 100 тыс. предприятий и организаций – потенциальных пользователей системы EAN Интерес к штрих-кодированию своей продукции проявляют в первую очередь производители, конкурентоспособные на внутреннем рынке, а также экспортеры, для которых наличие штрих-кода является обязательным. [2, с.55]

Виды штриховых кодировок

Преимущественно коды стране присваиваются Международной ассоциацией ЕА. Вот список некоторых кодов стран для штрихового кода ЕА

США и Канада (UCC)

Резерв EAN

Франция (GENCOD)

Германия (CCG)

Япония (Distribution Code Center)

Великобритания (ANA Ltd)

Греция (HELLCAN)

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту