рефераты по менеджменту

Практики управления качеством: Япония, Запад, Россия

Страница
1

Введение

Сегодня, как никогда ранее, назрела необходимость взглянуть на проблему качества в экономике в ее тесной взаимосвязи с новыми экономическими реалиями.

Настало время, когда производители продукции должны понять, что путь к выживанию и благополучию в условиях жесткого глобального рынка – это создание продукции высокого качества, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Решение этой проблемы требует от предприятий освоения новых современных подходов, главный из которых – Total Quality Management – Всеобщий Контроль Качества, в котором интегрирован весь мировой опыт в области управления качеством.

Освоение этого опыта на всех уровнях управления нашей экономикой – это, по существу, и есть та реформа в управлении социально-экономической сферой, о необходимости которой так много сейчас говорят.

В 50-е гг. прошлого века американский ученый У. Э. Деминг, посетивший Японию несколько раз, сказал знаменитые пророческие слова о том, что скоро эта страна наводнит мировой рынок качественной продукцией. С этих пор начался активный этап достижений в области управления качеством, как в Японии, так и в других странах, прежде всего в США.

Что касается степени разработанности данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе, безусловно, иностранные источники более многочисленны и исчерпывающи. Однако в последнее десятилетие в России наблюдается существенный рост интереса к этой теме, и, соответственно, увеличение числа публикаций, как переводных, так и за авторством отечественных специалистов.

В своей работе я рассмотрел практики управления качеством на примере трех регионов мира: Японии, Запада (США и Германии) и России. Эта очередность лежит в основе структуры моей курсовой работы.

Япония выбрана как страна, которая уже более 50-ти лет удивляет мир выдающимися результатами в области производства и качества продукции, где преимущества японцев лежат в области нового менеджмента, представляющего собой стратегию «кайдзен».

В основе кайдзен лежат 2 постулата: постоянное совершенствование и вовлеченность персонала. Они стали основополагающими принципами стандартов ISO 9000.

Спустя некоторое время американские корпорации поняли удивительную эффективность новых японских методов организации производства и стали активно копировать японский опыт. Постепенно начала складываться целостная картина вокруг понятий CWQC (company wide quality control – управление качеством в масштабах компании) и TQC (total quality control – всеобщий контроль качества).

Западные компании усвоили японские новшества, и пошли дальше, используя слабость японцев в информационных технологиях и в производительности «труда белых воротничков».

Что касается России, то есть одно обстоятельство, о котором необходимо сказать: в значительной степени оказался забытым накопленный десятилетиями отечественный опыт управления качеством. Создается впечатление, что мы оказались как бы на пустом месте, и все надо начинать с нуля. С этим согласиться нельзя. Еще в 50-е гг. в нашей стране была разработана и начала успешно применяться, прежде всего – в ВПК, система КС УКП – комплексная система управления качеством продукции. Многие ее элементы с успехом использовали тогда в развитых капиталистических странах и, в частности, в той же Японии, адаптировав ее к своим условиям. В России же эту систему, как и многие другие полезные начинания, выбросили как бы за ненадобностью.

Цель моей курсовой – изучить философию и принципы менеджмента, направленного на процесс и результат, рассмотреть восточные, западные, а также отечественные подходы к контролю качества продукции. Я убежден, что успех в решении проблем контроля качества может быть достигнут только при обеспечении органичного сочетания отечественных и зарубежных разработок и накопленного практического опыта.

В процессе выполнения работы мною использованы вторичные источники информации, такие как книги зарубежных авторов, прежде всего японских и американских, а также некоторые книги и публикации отечественных авторов. Кроме того, были использованы научно-практические журналы в области управления качеством «Стандарты и качество» и «Методы менеджмента качества». Полезным источником информации послужили электронные базы данных и информационные порталы, в том числе на английском и японском языках.

Глава 1. Япония: менеджмент, ориентированный на процесс

Концепция кайдзен

За два десятилетия, которые предшествовали нефтяным кризисам, мировая экономика достигла небывалого расцвета, и спрос на новые технологии и новые виды продукции был по-настоящему неутолимым. В этот период с лихвой окупалась стратегия инноваций. Такая стратегия, импульс которой дают новые технологии, процветает в период динамичного развития, при высоком уровне прибыли. Ее применению благоприятствует климат, в котором:

§ Рынки стремительно расширяются

§ Потребительский спрос сориентирован на количество, а не на качество

§ Ресурсы дешевы и изобильны

§ Наращивание объема продаж – более насущная задача менеджмента, чем снижение затрат

Однако, эти времена миновали. Нефтяные кризисы 70-х гг., вызовы 80-х и 90-х радикально и необратимо изменили международную экономическую ситуацию. Для новых экономических условий стали характерны:

§ Резкое повышение цен на сырье, энергию и труд

§ Наличие излишков производственных мощностей

§ Рост конкуренции между компаниями на насыщенных или сокращающихся рынках

§ Изменение ценностной ориентации потребителя и ужесточение требований к качеству

§ Потребность ускоренного создания и продвижения на рынок новых продуктов

§ Потребность в снижение точки безубыточности

Сегодня любое промедление в освоении передовых технологий обходится дорого. Промедление в освоении новейших методов менеджмента может стоить не меньше.

В этих условиях нужен особый подход к управлению. В Японии им стал «кайдзен».

Стратегия кайдзен – ключ к конкурентоспособности Японии на мировом рынке – это центральная концепция японского менеджмента. Кайдзен понимается как непрерывный процесс совершенствования, в который вовлечены все – высшие менеджеры, менеджеры среднего звена и рабочие. В Японии разработано множество систем, позволяющих сформировать у всех сотрудников кайдзен-мышление. Это подразумевает ориентацию на процесс, в то время как на Западе доминирует ориентация на результат.

Говоря об истоках кайдзен, нужно подчеркнуть вклад в японские разработки двух значимых американских специалистов – Эдварда Деминга и Джозефа Джурана.

В контексте их работ, совершенствование рассматривается как циклический процесс, управляемый знаменитым циклом (или колесом) Шухарта-Деминга. Он связан с проектированием, производством, сбытом продукции, анализом и вытекающими из его результатов изменениями для повышения уровня качества — цикл РВСА «планирование — выполнение — проверка — корректирующее воздействие» («рlаn-dо-сhесk-аction»). Эта концепция рассматривается как основополагающий источник. Другие источники возникли непосредственно в японской промышленности. Прежде всего, это касается автомобильной компании «Тойота», где на протяжении 30 лет Тайити Оно создавал то, что потом стали называть производственной системой «Тойоты».

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту